Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG

Общество

Репутация и статус в стратегической культуре Дании

Аннотация

Статья ставит целью оценить значение статуса и союзнической репутации для стратегической культуры Дании. Среди датских ученых-международников сложилось устойчивое представление о том, что одним из ключевых мотивов использования вооруженной силы в датской внешней политике выступало стремление сформировать особые отношения с США и добиться неформального статуса привилегированного союзника, который бы подтвердил гарантии национальной безопасности Дании, предоставил стране особую роль в принятии решений и формировании повестки дня в рамках НАТО, ЕС и в трансатлантическом сотрудничестве. В рамках исследования проведен анализ стратегий внешней политики Дании за 2017—2018, 2019—2020, 2022 и 2023 гг. с целью проверить, насколько представления экспертов находят отражение в тексте концептуальных документов. Анализ подтвердил тенденции «супертатлантизма» в современной стратегической культуре Дании и выявил его тесную связь с представлением о США как гаранте либерального миропорядка и связанных с ним многосторонних институтов. Датский внешнеполитический милитаризованный ценностный активизм в постбиполярную эпоху тем самым имеет не только прагматический, но и идеологический характер, так как направлен на продвижение либеральных ценностей, демократии и прав человека в условиях американского лидерства. В заключение делается вывод о том, что изучение категории статуса в рамках стратегической культуры может дополнить объяснения формирования сообществ безопасности, стратегий союзничества и динамики отношений внутри различных типов альянсов.

Скачать статью

Стратегии просвещения и пропаганды в медиадискурсе негосударственных СМИ Германии в период пандемии COVID-19

Аннотация

Цель представляемого исследования — анализ стратегий, поддерживающих биополитические практики правительства по сохранению здоровья и жизни населения, и средств их реализации в дискурсе негосударственных СМИ Германии во время пандемии COVID-19. Предполагается, что негосударственные медиа использовали разные стратегии, направленные на достижение общих биополитических задач, а также соблюдали определенный баланс между пропагандой и просвещением. Для проверки гипотез используется сравнительный анализ немецких медиа, публикующих материалы о пандемии в течение четырех «волн» (январь 2020 — март 2022). Всего было проанализировано 54 515 текстов немецких СМИ («Süddeutsche Zeitung», «Die Zeit», «Die Tageszeitung»). Методологическая основа исследования — модель пропаганды Хермана-Хомского, а также понимание пропаганды, предложенное Ж.Эллюлем. Результаты показывают, что негосударственные СМИ прибегают к разным стратегиям информирования населения в соответствии с фильтрами модели Хермана-Хомского. Все СМИ в той или иной степени соблюдают баланс между пропагандой и просвещением и поддерживают правительственную биополитическую программу, ориентируясь на собственные интересы. В целом можно заключить, что выбранная негосударственными СМИ стратегия вызвала доверие у населения, побудив общественность соблюдать вводимые ограничения и меры, что соответствовало биополитической повестке государства.

Скачать статью

Роль искусственного интеллекта в повышении предпринимательского потенциала студентов стран Балтии

Аннотация

Рассмотрено повышение роли искусственного интеллекта в подготовке новых молодых предпринимателей, особенно из числа студенчества, в условиях быстрого и действенного вхождения технологий искусственного интеллекта в экономическую и не только сферы жизнедеятельности общества. Цель статьи — выявить уровень значимости концепции предпринимательского потенциала, а также роль искусственного интеллекта в повышении предпринимательского потенциала студентов стран Балтии. Авторы используют в работе методы сравнительного анализа, аналогии, обобщения, классификации, структурно-функциональный и др. Все они объединены в рамках междисциплинарного подхода к исследованию заявленной темы. В результате сравнительного анализа изучения предпринимательства с использованием искусственного интеллекта у студентов в странах Балтии выявлены преимущества и слабые позиции концепции предпринимательского потенциала с учетом фактора универсальной мобильности в современном мире. Последний характеризуется быстрой и динамичной сменой технологий, рынков и бизнес-моделей. На примерах основных вузов стран Балтии установлено, что знания, навыки и умения работы с машинами/алгоритмами с элементами искусственного интеллекта стали важнейшим элементом повышения предпринимательского потенциала студентов Латвии, Литвы, Эстонии. Этому уделяется внимание вузов в сотрудничестве с предпринимательским сообществом, различными государственными и региональными структурами, оказывающими разнообразную помощь деловой учащейся молодежи. В заключительной части статьи рассматриваются вопросы, решение которых требует более активного и новаторского участия ученых, других заинтересованных лиц в деятельности по дальнейшему повышению роли студенческой молодежи в развитии экономики своих стран и регионов.

Скачать статью

Международные отношения

Стипендиальная политика шведского института как инструмент «мягкой силы»

Аннотация

Статья обращается к взаимосвязи «мягкой силы», национального брендинга и образовательного сотрудничества в рамках стипендиальной политики Шведского института в 1995—2023 гг. На основании анализа материалов организации, статистических данных и отзывов участников различных периодов можно сделать заключение о противоречивом характере эволюции стипендиальной политики Института. Для определения степени соподчиненности брендинга страны, «мягкой силы» и образовательного компонента был необходим комплексный анализ деятельности организации. Были проанализированы принципы и практики позиционирования Швеции в международном образовательном пространстве, эволюция стипендиальной политики Шведского института, а также соотношение академического трека стипендиата с «мягкой силой» и национальным брендированием. Все это также предполагает изучение динамики распределения стипендиальной поддержки и работы со стипендиатами во время и после обучения в стране. Для этого автор обратился к концепциям национального брендирования и «мягкой силы», проанализировал соотношение этих компонентов на примерах конкретных регионов и стран в указанный период. В итоге делается вывод, что Шведский институт является мощным каналом «мягкой силы» страны. При этом стипендиальная политика оказалась связана с продвижением официальной позиции Стокгольма по вопросам социального, экономического и политического развития в мире. Помимо освоения образовательной программы стипендиат знакомится с работой социальных и политических институтов страны. По состоянию на нынешнее время образовательная составляющая находится перед этим компонентом в подчиненном положении.

Скачать статью

Современные тенденции парадипломатии на примере российско-финляндского регионального сотрудничества

Аннотация

В течение последних десятилетий региональное сотрудничество России и Евросоюза оставалось эффективным каналом взаимодействия, позволяющим реагировать на локальные вызовы. В 2022 г. ЕС приостановило программы приграничного сотрудничества с Россией и Беларусью. Тем не менее сложившаяся система регионального сотрудничества, являясь успешной практической моделью, требует нового теоретического осмысления и анализа возможности ее применения в других приграничных регионах России. Целью работы является выявление основных тенденций парадипломатии на основе изучения опыта российско-финляндского регионального сотрудничества. В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию парадипломатии, проводится анализ трех форм регионального взаимодействия России и Финляндии и определяются основные тенденции парадипломатии. Автор приходит к выводу, что парадипломатия усиливает процессы глобализации и регионализации. В регионе Балтийского моря (и непосредственно в российско-финляндском сотрудничестве) основными тенденциями парадипломатии в последние годы стали (1) рост проектной активности, (2) диверсификация парадипломатических акторов и (3) установление равноправного характера партнерства между Россией и странами ЕС.

Скачать статью

Экономическая география

Развитие экономики регионов Северо-Западного федерального округа в условиях миграции населения в Санкт-Петербургскую агломерацию

Аннотация

В статье рассматривается развитие регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) за 1998—2021 гг. по данным Росстата. Целью статьи является анализ развития регионов СЗФО в начале XXI века в условиях миграции населения в Санкт-Петербургскую агломерацию и сравнение развития ядер агломераций Санкт-Петербурга, Москвы и Хельсинки. Для построения моделей близкие по динамике развития регионы объединялись, и были сформированы четыре сектора — Санкт-Петербург, Ленинградская область, три северных медленно развивающихся региона и прочие более быстро развивающиеся регионы СЗФО. До кризиса 2008—2009 гг. наиболее успешно развивались Санкт-Петербург и Ленинградская область. Кризис привел к резкому снижению темпов роста экономики всех регионов, и после кризиса основным драйвером роста вместо сферы услуг стали обрабатывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство. Соответственно Санкт-Петербург стал развиваться медленнее и менее эффективно, чем Ленинградская область и прочие пять регионов с высоким уровнем обрабатывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства. Миграция населения в Санкт-Петербургскую агломерацию и соответствующий рост занятости в экономике Санкт-Петербурга при отсутствии опережающего роста инвестиций не привели к более успешному развитию экономики Санкт-Петербурга относительно других регионов СЗФО. Миграция в Санкт-Петербургскую агломерацию, прежде всего молодежи, сдерживала развитие новых секторов экономики регионов СЗФО, но не ограничивала возможности развития традиционных секторов — обрабатывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, что способствовало более успешному развитию прочих регионов СЗФО. На более высокую эффективность развития экономики Санкт-Петербурга по сравнению с Москвой и Хельсинки повлияла более высокая доля вложений в обрабатывающую промышленность.

Скачать статью

О пространственной дифференциации сельской местности Калининградской области и территориальных различиях социально-экономической политики на селе

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития сельской местности эксклавной Калининградской области — ее сельского хозяйства, населения и расселения в их взаимных и внешних связях. На основе сравнительно-географического, экономико-статистического и картографического анализа с использованием официальных статистических данных показано, что с начала 2000-х гг. объемы сельскохозяйственного производства в области увеличиваются быстрее, чем в среднем по стране за счет развития крупных организаций, тогда как в домашних и крестьянских (фермерских) хозяйствах темпы роста намного ниже. Развитие обеспечивается за счет роста производительности труда при существенном сокращении численности занятых, что побуждает сельских жителей заниматься другими видами деятельности или искать работу в городах, переезжая туда или совершая маятниковые миграции. При этом численность сельского населения в Калининградской области, в отличие от большинства субъектов РФ возрастает благодаря притоку населения из других регионов страны и ближнего зарубежья. Прирост, в соответствии с концепцией поляризации, обеспечивают расположенные на западе области пригородные муниципалитеты, тогда как восточная периферия теряет сельское население за счет как естественной убыли (характерной для области в целом), так и миграционного оттока. Восточные муниципалитеты обладают демографическим потенциалом роста численности населения в трудоспособном возрасте, тогда как на западе области он отсутствует. В регионе осуществляется политика поддержки села, особенно периферийных восточных муниципалитетов, но требуется ее усиление и разработка стратегии пространственного развития области, учитывающей изложенные в статье предложения.

Скачать статью

География мобильного интернета в приграничных регионах России

Аннотация

Цифровая трансформация социально-экономических процессов — основа устойчивого развития регионов в цифровую эпоху. Базисом для такой трансформации выступает информационно-коммуникационная инфраструктура и в первую очередь мобильный интернет. Технологический рост мобильных сетей обеспечил быстрое увеличение количества пользователей по всему миру, содействуя дальнейшей цифровизации. С развитием цифровых технологий новый импульс получили исследования в области общественной географии. Активное влияние интернета на все сферы деятельности человека обусловило необходимость переосмысления сложившихся географических подходов к изучению физического пространства и появлению нового объекта исследований — цифрового пространства. Последнее, с одной стороны, тесно связано с традиционными институтами и системами, с другой — характеризуется собственными закономерностями построения и функционирования. Проблема делимитации границ киберпространства затрудняет управление цифровыми процессами с учетом территориально детерминированных потребностей и интересов, а сложившаяся социально-экономическая неравномерность регионального развития находит выражение в формировании цифровых разрывов. Приграничные регионы, лавируя в дихотомии моделей «рубеж» — «интеграционный мост», могут извлечь дополнительные выходы от развития цифровой инфраструктуры в контексте реализации своего интеграционного потенциала. В рамках данного исследования затронут вопрос оценки географии мобильного интернета в России и его связь с развитием приграничных регионов. С помощью методов геоинформационного, статистического и эконометрического анализа оценивалось влияние мобильных технологий на величину информационных, товарно-денежных и миграционных межрегиональных потоков. Показана неоднородность в доступности мобильного интернета для жителей разных типов приграничных и внутренних субъектов. Обоснована зависимость объема передаваемой цифровой информации, экспорта и импорта товаров и услуг, международной миграции от показателей доступности мобильного 4G-интернета и числа абонентских устройств сотовой связи. Определены приграничные субъекты РФ (Краснодарский край, Ленинградская, Калининградская, Новосибирская, Смоленская, Ростовская, Челябинская, Воронежская, Самарская, Курская области) с наиболее высокими потенциалом к реализации интеграционных функций через развитие цифровых технологий при условии благоприятных геополитических условий.

Скачать статью