Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Этногеография / Ethnic Geography
Страницы 98-112

Беженцы из Сирии и Ирака в Швеции: особенности расселения в период миграционного кризиса

DOI:
10.5922/2079-8555-2022-4-6

Ключевые слова

Аннотация

В условиях аномального увеличения численности вынужденных мигрантов в период Европейского миграционного кризиса на первый план для стран, аккумулирующих беженцев, вышли вопросы их приема и размещения. Цель исследования состоит в выявлении изменений в пределах Швеции расселения мигрантов из Сирии и Ирака в период 2014—2019 гг. Авторская методика базируется на использовании индекса Херфиндаля — Хиршмана, изменение значений которого отражает уровень и направленность территориальной концентрации — деконцентрации мигрантов, а также индекса Рябцева, позволяющего определить степень близости структур расселения мигрантов и шведов. Установлено, что в кризисный период — особенно в его повышательной фазе — происходила организованная властями деконцентрация мигрантов по территории страны, которую в понижательной фазе кризиса и по его окончании сменил обратный процесс, самоорганизованный мигрантами. Деконцентрация иракцев и сирийцев привела к конвергенции структуры их расселения с таковой у шведов; концентрация — к дивергенции, сопровождающейся формированием на периферии крупнейших городов страны территорий с высокой долей мигрантов в населении. Формирование таких уязвимых с точки зрения властей страны районов, характеризующихся высоким уровнем криминализации, оказывает негативное влияние на процесс интеграции выходцев из Сирии и Ирака в шведское общество.


Введение

По данным Международной организации по миграции (МОМ), за последние двадцать лет численность мигрантов в мире выросла более чем на 100 млн человек и в 2022 г. составляет 281 млн1; крупнейшая группа в их составе (около 2/3) — трудовые мигранты2. Одновременно в последние десятилетия резко возросло число вынужденных мигрантов: трудности в их адаптации в принимающее общество наряду со слабой контролируемостью потоков беженцев делают миграцию одним из наиболее острых вопросов современности.

Ярким примером, иллюстрирующим сложность решения миграционных вопросов, стало стремительное увеличение мощности потоков беженцев в страны Европы с 2014 г., положившее начало Европейскому миграционному кризису3. На пике кризиса, в 2015—2016 гг., на территорию Европейского союза прибыли 2,5 млн беженцев, при этом лишь на две страны Ближнего Востока — Сирию и Ирак — пришлось около 40 % их числа3. Cтоль беспрецедентное увеличение миграционной нагрузки стало серьезным системным вызовом для стран ЕС, выявившим существующие изъяны в реализации его миграционной и региональной политики [1], [2]. Неравномерность миграционной нагрузки на страны ЕС привела к появлению директив по перераспределению мигрантов из Греции и Италии5: последние, согласно Дублинскому регламенту6, как страны, через территорию которых проходили основные миграционные маршруты из стран Ближнего Востока в ЕС, оказались ответственными за рассмотрение ходатайств основной массы просителей убежища. Предложенная инициатива стала серьезным вызовом внутриевропейской солидарности, вызвав негативную реакцию в первую очередь восточноевропейских стран ЕС, которые фактически отказались принимать беженцев в соответствии с этими директивами [3], [4]. События Европейского миграционного кризиса обнажили не только противоречия политического характера на уровне ЕС в целом, но и социокультурные проблемы адаптации мигрантов-мусульман на уровне стран, принявших большое количество переселенцев — Германии, Швеции, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Дании [5], [6], [7], [8], [9].

Один из наиболее важных факторов интеграции инокультурных иммигрантов — структура их расселения по территории принимающего государства [10]. В большинстве случаев она отличается высокой неравномерностью [11]: вследствие повышенной концентрации мигрантов в пределах крупных городских агломераций Европы формируются районы, представляющие собой территориальную форму эксклюзии и социальной сегрегации пришлых этнических и конфессиональных групп [12], [13].

Цель исследования состоит в выявлении изменений в пределах Швеции расселения мигрантов из Сирии и Ирака в период 2014—2019 гг. Исходя из поставленной цели исследования в работе решаются следующие задачи: 1) определить различия в расселении, с одной стороны, мигрантов из Сирии и Ирака и, с другой, шведского населения, сложившиеся в результате миграционного кризиса; 2) выявить изменения миграционной политики шведских властей, обусловленные необходимостью принятия и расселения значительного числа переселенцев.

Материалы и методы исследования

Выбор Швеции в качестве территориального полигона исследования связан со следующими причинами.

1. Страна имеет длительную историю принятия и расселения инокультурных мигрантов. До начала 1980-х гг. в структуре иммиграционного потока в Швецию преобладали трудовые мигранты из стран Северной, Западной и Южной Европы [14]. Рычаги миграционной политики находились в руках Совета по рынку труда, который занимался вопросами найма иммигрантов, их интеграции и предоставления места жительства [15]. В результате интенсификации потоков беженцев в страну и увеличения миграционной нагрузки на крупнейшие шведские города в 1980-е гг. была создана Миграционная служба Швеции, которая в 1985 г. начала реализацию «Стратегии всей Швеции» («Hela Sverige strategin»). Цель «Стратегии» состояла в ускорении интеграции беженцев посредством их более равномерного расселения из крупных в средние и малые по численности населения коммуны страны, имевшие необходимые объемы жилищного фонда и свободных рабочих мест [16]. Лицам, получившим убежище, предоставляли социальное жилье в определенной коммуне, где они должны были проживать в течение 18-месячного периода, однако штрафы или другие наказания в случае их переезда предусмотрены не были.

От «Стратегии всей Швеции» власти страны отказались в 1994 г., приняв закон о приеме просителей убежища7, который открыл последним возможность размещения как в социальном жилье («Anläggningsboende», ABO), предоставленном властями коммуны, так и в самостоятельно выбранном («Eget boende», EBO). Беженцы, предпочитавшие вариант ABO, не имели возможности выбора муниципалитета проживания и, как правило, размещались властями в небольших коммунах страны; выбравшие EBO обычно селились у друзей или родственников в крупных коммунах [17], [18], [19]. Все категории беженцев, независимо от выбранного ими варианта проживания, получали финансовую помощь от государства. Однако выбравшие EBO имели право только на суточные пособия, а расходы на жилье должны были в значительной степени покрывать самостоятельно. Власти страны ожидали, что лишь небольшая часть новоприбывших беженцев самостоятельно найдет жилье, однако, как показали исследования, в докризисный период 1998—2010 гг. более половины вынужденных мигрантов выбирали именно EBO, что привело к формированию в Швеции сегрегированных территорий с высокой долей мигрантского населения [20], [21].

Усиление миграционной нагрузки на Швецию в период Европейского миграционного кризиса, проблемы расселения беженцев, обострившиеся на фоне криминализации районов с повышенной концентрацией мигрантов, требовали обновления миграционной политики страны. Одним из шагов в этом направлении стал принятый 1 марта 2016 г. закон о приеме вновь прибывших иммигрантов, согласно которому все муниципалитеты Швеции были обязаны размещать у себя беженцев8. Количество беженцев, которое должна была принять та или иная коммуна, определялось исходя из ситуации на рынке труда, размера территории и числа уже находившихся в ней просителей убежища. В 2020 г. в результате внесения поправок в Закон 1994 г.9 прибывающие в страну беженцы, желающие самостоятельно поселиться в выделенных властями 32 «социально и экономически уязвимых» районах, теряли финансовую поддержку со стороны государства [22].

2. Основываясь на принципах своей миграционной политики, Швеция, позиционирующая себя как «гуманитарная сверхдержава» [23], приняла наибольшее среди стран ЕС количество беженцев из Сирии и Ирака в расчете на душу населения в период миграционного кризиса [24], а по абсолютным показателям прибывших в страну за данный период (более 140 тыс. человек) в ЕС она уступает только Германии.

3. Прием преимущественно инокультурных мигрантов, в том числе из Сирии и Ирака, приводит в Швеции к росту численности мусульманской общины, которая стала фактически «вторым большинством» в стране. Так, доля мусульман в религиозном населении Швеции составляет почти 14 %, а их численность, по нашим подсчетам, составляет 950 тыс. человек [14]. Шведские власти одними из первых в ЕС признали наличие в стране территорий c высоким уровнем преступности и повышенной долей мигрантов в структуре населения — «уязвимых районов»10, в которых фактически утрачена государственная монополия на власть.

Информационной базой исследования послужили официальные данные Статистического управления Швеции (SCB), содержащие сведения о структуре миграции в Швецию, происхождении населения и размещении мигрантов на территории страны по административно-территориальным единицам разного уровня11.

Трансформация структуры размещения мигрантов на определенной территории обусловлена интенсивностью процессов их территориальной концентрации — деконцентрации. В качестве основного показателя, характеризующего структуру размещения мигрантов в Швеции (на уровне административно-территориальных единиц первого порядка — ленов), используется индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI):

HH1=

N

,

∑S 2

i=1 i

где Si — доля лена в общей численности мигрантов на территории страны, %; N — количество ленов.

Этот индекс принимает значения от 10 000/N до 10 000 и позволяет оценить степень концентрации мигрантов, а сравнение соответствующих значений индекса за рассматриваемый временной интервал — ее изменение. В случае увеличения значения индекса имеет место усиление территориальной концентрации мигрантов, и наоборот.

Сложившиеся особенности передвижения вынужденных мигрантов из Сирии и Ирака в Швецию в период миграционного кризиса, связанные с тем, что переселенцы попадали в страну преимущественно не воздушным, а сухопутным транспортом через территорию Дании, а также особенности внутренних перемещений мигрантов и миграционной политики шведских властей, направленные на равномерное расселение беженцев, привели к отличиям в расселении шведов и мигрантов. Для выявления уровня этих отличий в 2014—2019 гг. использовался индекс структурных сдвигов Рябцева (Ir):

Ir=  , 

где n — количество административно-территориальных единиц второго уровня (коммун); kм — доля каждой из n коммун в численности мигрантского населения из Сирии и/или Ирака; kш — доля каждой из n коммун в численности граждан Швеции.

Преимущество Ir в сравнении с другими показателями абсолютных и относительных структурных сдвигов состоит помимо прочего в наличии шкалы значений в интервале [0; 1], позволяющей качественно интерпретировать полученные результаты [25]. Чем ниже значение этого индекса, тем в большей степени — при прочих равных условиях — структура расселения мигрантов по коммунам близка таковой для шведов.

Для выявления особенностей размещения мигрантов из Сирии и Ирака по отношению к гражданам Швеции, что наиболее ярко проявилось в период миграционного кризиса, все 290 коммун страны были объединены нами в 10 групп — децилей, примерно одинаковых по общей численности населения. При анализе различий в расселении не рассматривался 1-й дециль, представленный одной коммуной (Стокгольм), по причине аномальности переднего «хвоста» распределения — по аналогии с таковым в рамках правила Зипфа. Его образование — следствие распределения коммун по группам снизу, когда вклад каждой последующей группы все более отличается от идеальной 10 %-ной доли (особенно для первого дециля).

Результаты и их обсуждение

Согласно данным SCB, первые иракцы и сирийцы прибыли в страну в 1950—1960 гг., однако к 1980 г. их численность составляла лишь нескольким более 2,2 тыс. человек. С 1980-х гг. начался период более активной иммиграции в Швецию (табл. 1), связанный с приемом нескольких волн беженцев — в первую очередь из Ирака, в результате обострения политической и экономической обстановки в ближневосточном регионе [26], а также военных конфликтов: ирано-иракской войны 1980—1988 гг., войны в Персидском заливе 1990—1991 гг., вторжения коалиции стран в Ирак в 2003 г. и последовавшей за этим иракской войны 2003—2011 гг. [27; 28].

Численность сирийцев и иракцев в Швеции в 1950—2020 гг., чел.

Страна
происхождения иммигрантов

Год

1950

1960

1970

1980

1990

2000

2010

2020

Сирия

0

6

100

1606

5874

14 162

20 758

193 594

Ирак

5

16

108

631

9818

49 372

121 761

146 440

Источник: составлено авторами по данным Folkmängd Efter Födelseland12.


К началу миграционного кризиса в 2014 г. на территории Швеции проживали 197,8 тыс. граждан Ирака и Сирии в соотношении 2:1. Сложившаяся предшествующими десятилетиями структура их расселения характеризовалась значительной неравномерностью: 64,2 % иракцев и 50,8 % сирийцев проживали в 3 из 21 лена страны — Стокгольме, Вестра-Гёталанде и Сконе13.

В результате Европейского миграционного кризиса к 2019 г. сирийцы и иракцы стали крупнейшими этническими меньшинствами в Швеции, оттеснив на третье место финнов, которые лидировали по этому показателю с начала прошлого столетия. Несмотря на то что к окончанию кризисного периода упомянутые выше лены по-прежнему лидировали в стране по доле сирийцев и иракцев (рис. 1), для каждой из этих общин за предшествующее пятилетие была в целом характерна деконцентрация по территории страны (табл. 2).

Рис. 1. Структура размещения мигрантов из арабских стран Азии
по ленам и «уязвимые районы» Швеции, 2019 г.


Показатели территориальной концентрации мигрантов из Ирака и Сирии, а также граждан Швеции по территории ленов, 2014—2019 гг.

Значение HHI по группам населения

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Мигранты из Ирака

1640,2

1639,0

1630,1

1608,3

1606,2

1599,8

Мигранты из Сирии

1149,6

988,4

898,7

932,5

937,4

936,0

Граждане Швеции

1027,4

1032,1

1035,7

1038,1

1040,5

1042,9

Источник: здесь и далее, если не указано иное, расчетные данные приводятся по Folkmängden efter region, födelseland och kön16.

Наиболее значительной деконцентрация была у сирийцев — в связи с резким уменьшением доли лена Стокгольм в общей численности сирийцев Швеции (с 24,6 % в 2014 г. до 16,0 % в 2019 г.) и увеличением таковой для южных ленов (Сконе, Халланд, Кальмар, Крунеберг, Йёнчёпинг), а также с тем, что в период кризиса мигранты попадали на территорию Швеции с юга — из Дании. Примечательно, что максимальной деконцентрация сирийцев была по ленам страны не до или после, а на пике кризиса — в 2016 г. — вследствие более равномерного расселения беженцев после принятия в этом году закона о приеме вновь прибывших иммигрантов.

Более высокий уровень концентрации иракцев по сравнению с сирийцами связан с их более высокой численностью и устойчивой структурой расселения по территории страны. Снижение этого уровня в период кризиса обусловлено падением в иракском населении Швеции доли ленов Стокгольм (с 31,3 до 30,7 %), Эребру и Евлеборг и увеличением (на 2 %) — лена Даларна, произошедшем за счет активного перераспределения беженцев [29].

Изменения в размещении мигрантов из Сирии и Ирака наблюдались не только на уровне ленов Швеции, но и на уровне коммун. Так, миграционный кризис инициировал конвергенцию распределений шведов и мигрантов по коммунам, сменившуюся дивергенцией по его окончании (табл. 3). Сближение структур расселения сирийцев и шведов достигло своего максимума в 2017 г. — в первый год снижения мощности миграционного потока из Сирии. Этому способствовала деятельность Шведского миграционного агентства, нацеленная на более равномерное расселение сирийских беженцев в предоставляемое коммунами социальное жилье (ABO). В рамках организованного расселения беженцы распределялись в первую очередь в малые коммуны страны (8, 9-й и 10-й дециль), доля которых в общей численности беженцев в Швеции выросла с 28,6 % в 2014 г. до 39,0 % в 2016 г. (рис. 2).


Степень различия между структурами расселения шведов и мигрантов из Сирии и Ирака по коммунам Швеции за период 2014—2019 гг.

Год

Средние границы
численности населения
групп коммун, человек

Значения Ir по совокупностям мигрантов
и шведов, расселенных по коммунам страны

Крупные

(2—4-й децили)

Средние

(5—7-й децили)

Малые

(8—10-й децили)

Мигранты
из Сирии

Мигранты из Ирака

Совокупность
мигрантов
из Сирии и Ирака

2014

93 567—560 199

33 484—91 238

2445—33 130

0,376

0,348

0,319

2015

0,351

0,345

0,295

2016

0,329

0,342

0,266

2017

0,298

0,334

0,256

2018

0,305

0,331

0,258

2019

0,311

0,328

0,262

Источник: рассчитано и составлено авторами.

Рост различий в расселении шведов и мигрантов с 2018 г. связан с активизацией процессов самоорганизации в размещении сирийцев по территории Швеции. Проведенное нами исследование дальнейшего расселения сирийских беженцев в Швеции подтверждает выводы, полученные стокгольмскими учеными, согласно которым беженцы, размещенные в ABO в период 2005—2009 гг., уже в первые годы нахождения в стране достаточно часто переезжают из небольшого города/сельского района в крупный городской район [30]. Таким образом, можно констатировать долговременный характер данного тренда в самоорганизации расселения беженцев в Швеции.


Размещение иракцев по децилям коммун к началу кризиса характеризовалось еще большей, чем у сирийцев, концентрацией в крупных коммунах. Однако само их распределение в период 2014—2019 гг. было более равномерным (при незначительном росте в этот период малых коммун), что связано с относительно незначительным числом приехавших мигрантов из Ирака в период кризиса по сравнению с таковым в 2000-х гг. Значительный рост числа иракцев в средних по численности коммунах (5-й дециль) в 2016—2017 гг. объясняется переходом в эту группу некоторых коммун 4-го дециля. Таким образом, перераспределение иракцев в пределах Швеции в период миграционного кризиса во многом было обусловлено траекторией, сформированной еще до его начала.

Размещение сирийцев и иракцев в пределах крупных городских коммун прежде всего трех «столичных» ленов Швеции (рис. 2), преобладание в структуре переселенцев инокультурного, прежде всего мусульманского, контингента затрудняет интеграцию иммигрантов в шведское общество, характеризующееся высоким уровнем секуляризованности [31], [32].

Именно в крупнейших городских агломерациях страны располагается большинство уязвимых районов17 (см. рис. 1). Они представляют собой шведский вариант «запретных зон»18, распространившихся в последнее время во многих городских кварталах Европы, которые можно рассматривать как форму территориальной эксклюзии мигрантского, преимущественно мусульманского населения в странах ЕС [33]. Институализация понятия «уязвимый район» со стороны правительства Швеции произошла именно в результате резкого увеличения численности беженцев в стране в 2014 г. Официальные власти разделили выделенные районы на три категории, исходя из степени остроты в них социальных проблем и уровня криминализации общества: уязвимые, повышенного риска и особо уязвимые.

В настоящее время в пределах уязвимых районов Швеции проживают 27,5 % иракцев и 15,8 % сирийцев19, что свидетельствует о высокой степени территориальной эксклюзии мигрантов из этих стран. Наиболее высок ее уровень в пределах трех «столичных» ленов: в уязвимых районах Стокгольма проживают 47,1 % иракцев и 37,7 % сирийцев лена; Вестра-Гёталанда — 56,0 и 48,5 %, Сконе — 34,4 и 30,3 % соответственно. К категории особо уязвимых правительством отнесены 22 района с общей численностью населения 200 тыс. человек — Хусбю в Стокгольме, Рона/Гелета/Лина в Сёдерталье, Эльбо в Гётеборге, Русенгорд в Мальмё, Кроногорден в Тролльхеттане и ряд других, в которых значительную часть населения образуют выходцы из Ирака и Сирии20. Контроль за этими районами со стороны шведских властей фактически потерян, а надзорные функции переходят к представителям этнических и религиозных меньшинств21.

Заключение

Лавинообразное увеличение мощности потоков беженцев из Сирии и Ирака в страны Европы продемонстрировало несовершенство механизмов миграционной и региональной политики ЕС, страны которого так и не смогли прийти к единому решению по принципиальным вопросам о распределении потоков беженцев и расселении последних по территории Союза. Результатом нерешенности этих проблем стало обострение политической и социальной напряженности в странах региона.

Для Швеции, принявшей самое большое в Европе число беженцев на душу населения, в период Европейского миграционного кризиса была характерна территориальная деконцентрация мигрантов по ленам страны. Этот процесс наиболее ярко проявился именно для сирийских мигрантов, достигнув своего максимума в 2016 г., после чего сменился концентрацией. В свою очередь, расселение иракцев характеризовалось более равномерной деконцентрацией на протяжении всего периода.

Сравнение совокупностей граждан Швеции и мигрантов из Сирии и Ирака указывает на то, что конвергенция в их расселении по коммунам страны имела место именно в период наиболее активной фазы миграционного кризиса — с 2015 по 2016 г. — и достигла своего максимума в 2017 г. — в первый год сокращения миграционного потока в страну. Сближение структур расселения мигрантов и шведов происходило за счет перераспределения в период активной фазы кризиса беженцев в малые коммуны, осуществлявшегося Шведским миграционным агентством. В дальнейшем, с 2018 г., началась резкая дивергенция в расселении этих групп населения, связанная с возрастанием роли самоорганизации в расселения сирийцев и иракцев по территории Швеции, которые предпочитали селиться в крупных по численности населения городских коммунах страны.

Отличительной чертой внутренней миграции выходцев из Сирии и Ирака стало увеличение их концентрации в периферийных районах крупнейших шведских городов. Именно такие определяемые властями уязвимые районы, характеризующиеся высоким уровнем криминализации, неприятием норм и ценностей принимающего общества, распространением фундаментальных мусульманских ценностей, радикальных идей стали формой территориальной эксклюзии мигрантского населения из Сирии и Ирака.


Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00123.



Список литературы

1.

Потемкина, О. Ю. 2019, После кризиса: «новый старт» миграционной политики ЕС, Современная Европа, № 6, с. 18—30, http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620191829.



4.

Малахов, В. С., Касцян, К. А. 2020, Евросоюз перед лицом вынужденной миграции: политическое и юридическое измерение, Полис. Политические исследования, № 4, с. 139—151, https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.10.



6.

К7. Плевако, Н.С., Чернышева, О.В. 2019, Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны, Москва, КРАСАНД, 326 с.

апицын, В. М., Магомедов, А. К., Шапаров, А. Е. 2022, Иммиграционная политика и интеграция мигрантов в Королевстве Дания в начале XXI века, Балтийский регион, т. 14, № 1, с. 98—114, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-2-7.



7.

Плевако, Н.С., Чернышева, О.В. 2019, Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны, Москва, КРАСАНД, 326 с.



8.
Zorlu, A., Mulder, C. H. 2008, Initial and Subsequent Location Choices of Immig­rants to the Netherlands, Regional Studies, vol. 42, № 2, p. 245—264, https://doi.org/10.1080/00343400601145210.
9.

Van der Bracht, K., Van de Putte, B., Verhaeghe, P.-P., Van Kerckem, K. 2014, Ethnic Diversity in Belgium: Old and New Migration, Old and New Developments, DiGeSt. Journal of Diversity and Gender Studies, vol. 1, № 1, p. 3—81, https://doi.org/10.11116/jdivegendstud.1.1.0073.



10.

Berry, J. 1997, Immigration, Acculturation, and Adaptation, Applied Psychology: An International Review, vol. 46, № 1, p. 5—34, https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1997.tb01087.x.



12.

Andersen, H. S. 2015, Explanations for Special Neighbourhood Preferences among Ethnic Minorities, Housing, Theory and Society, vol. 32, № 2, p. 196—217, https://doi.org/10.1080/14036096.2015.1012593.



13.

Musterd, S., Andersson, R., Galster, G., Kauppinen, T. M. 2008, Are Immigrants’ Earnings Influenced by the Characteristics of Their Neighbours? Environment and Planning A: Economy and Space, vol. 40, № 4, p. 785—805, https://doi.org/10.1068/a39107.



15.

Haberfeld, Y., Birgier, D. P., Lundh, C., Elldér, E. 2019, Selectivity and Internal Migration: A Study of Refugees’ Dispersal Policy in Sweden, Front. Sociol., vol. 4, № 66, https://doi.org/10.3389/fsoc.2019.00066.



16.

Åslund, O., Edin, P., Fredriksson, P., Grönqvist, H. 2011, Peers , Neighborhoods, and Immigrant Student Achievement: Evidence from a Placement Policy, Am. Econ. J.: Appl. Econ., vol. 3, № 2, p. 67—95, https://doi.org/10.1257/app.3.2.67.



17.

Malmberg, B., Andersson, E. K., Nielsen, M. M., Haandrikman, K. 2018, Residential Segregation of European and Non-European Migrants in Sweden: 1990—2012, Eur. J. Population, vol. 34, p. 169—193, https://doi.org/10.1007/s10680-018-9478-0.



18.

Wennström. J., Öner, Ö. 2020, Political Hedgehogs: The Geographical Sorting of Refugees in Sweden, Statsvetensk Tidskr., № 122, p. 671—685, https://doi.org/10.13140/RG.2.2.32828.59522.



20.

Bevelander, P., Mata, F., Pendakur, R. 2019, Housing Policy and Employment Outcomes for Refugees, Int. Migr., № 57, p. 134—154, https://doi.org/10.1111/imig.12569.



22.

Emilsson, H., Öberg, K. 2022, Housing for Refugees in Sweden: Top-Down Governance and its Local Reactions, Int. Migration & Integration, vol. 23, p. 613—631, https://doi.org/10.1007/s12134-021-00864-8.



23.

Гришин, И.В. 2019, Интеграция иммигрантов в Швеции (социально-политический аспект), Южно-российский журнал социальных наук, т. 20, № 1, с. 40—56, https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-40-56.



24.

Henrekson, M., Öner, Ö., Sanandaji, T. 2020, ‘The Refugee Crisis and the Reinvigoration of the Nation-State: Does the European Union Have a Common Asylum Policy?’ In: Bakardjieva Engelbrekt, A., Leijon, K., Michalski, A., Oxelheim., L. (eds.), The European Union and the Return of the Nation State, Palgrave Macmillan, Cham, https://doi.org/10.1007/978-3-030-35005-5_4.



25.

Рябцев, В. М., Чудилин, Г. И. 2001, Региональная статистика, Москва, ООО «Московский издательский дом», 380 с.



26.

Агафошин, М. М. 2017, Факторы миграции населения арабских стран Азии в ЕС, Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки, № 2 (18), с. 56—64, https://doi.org/10.21685/2307-9150-2017-2-7.



27.

Волков, А. М. 2018, Мигранты в странах северной Европы: шведский подход, Вестник Института экономики Российской академии наук, № 4, с. 104—119, https://doi.org/10.24411/2073-6487-2018-00063.



29.

Galera, G., Giannettoi, L., Membretti, A., Noya, A. 2018, Integration of Migrants, Refugees and Asylum Seekers in Remote Areas with Declining Populations, OECD Local Economic and Employment Development (LEED) Papers, № 2018/03, London, OECD Publishing, https://doi.org/10.1787/84043b2a-en.



30.

Vogiazides, L., Mondani, H. 2021, Geographical Trajectories of Refugees in Sweden: Uncovering Patterns and Drivers of Inter-Regional (Im)mobility, Journal of Refugee Studies, vol. 34, № 3, p. 3065—3090, https://doi.org/10.1093/jrs/feaa074.



31.

Балабейкина, О. А., Мартынов, В. Л. 2017, Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации, Балтийский регион, т. 9, № 3, с. 113—127, https://doi.org/10.5922/2074-9848-2017-3-6.



32.

Gorokhov, S. A., Dmitriev, R. V. 2016, Experience of Geographical Typology of Secularization Processes in the Modern World, Geography and Natural Resources, vol. 37, № 2, p. 93—99, https://doi.org/10.1134/S1875372816020013.



33.

Агафошин, М. М., Горохов, С. А., Дмитриев, Р.  В. 2020, Сомалийцы в Швеции: региональное измерение, Современная Европа, № 7, с. 132—143, https://doi.org/10.15211/soveurope72020150161.



Ключевые слова
Аннотация
Статья
Список литературы