Журнал "Балтийский регион" имеет переводную версию, индексируемую в Web of Science и в Scopus, и в случае принятия статьи к публикации автор принимает на себя обязательство обеспечить ее качественный перевод на английский язык своими силами (п. 7. Правил для авторов)
Проверенные бюро научных переводов:
Лаборатория научного перевода Натальи Поповой https://nauka-perevod.ru/
Научно-издательское бюро УМНЫЕ СЛОВА https://umnyeslova.ru
Как написать качественную научную статью на английском языке: основные ошибки
Почему для научной статьи на английском важно не только содержание, но и форма?
Ученые и исследователи люди занятые. Поэтому, если Ваша статья написана невнятно, иностранные коллеги не станут тратить время на ее прочтение, что чревато упущенными цитированиями.
Правильно составленный научный текст дает следующие преимущества:
• повышает шансы на принятие к публикации;
• повышает статус статьи в научном сообществе;
• ускоряет понимание и принятие результатов исследования;
• повышает доверие читателей к качеству исследования.
Пренебрежение ясностью изложения усложняет процесс рецензирования и редактирования, удлиняет сроки публикации, а также снижает вероятность того, что работа будет оценена по достоинству. Кроме того, неудачная подача материала может отвлечь внимание от сути исследования и привести к недопониманию или искажению ключевых идей, что негативно сказывается на восприятии научного вклада автора. Поэтому внимание к стилю и качеству текста — это не просто формальность, а важный аспект научного общения, целью которого является распространения знаний.
Распространенные языковые ошибки
Читатели, зачастую не осознавая этого, ожидают найти определённую информацию в привычных местах текста — в конкретных предложениях, абзацах и разделах. Если информация оказывается не там, где они её предполагают увидеть, это может существенно затруднить понимание материала. Для повышения удобочитаемости статьи важно учитывать эти ожидания и структурировать текст таким образом, чтобы ключевые идеи и данные располагались в тех частях текста, где они интуитивно ожидаются читателем. Такой подход позволяет улучшить восприятие содержания и облегчает процесс усвоения сложных научных концепций. Ниже представлен разбор наиболее распространенных ошибок, встречающихся в англоязычных статьях, написанных не носителями английского языка.
Лаконичность изложения
При написании статьи необходимо стремиться к краткости, не опуская при этом существенных деталей. Одна из самых распространенных ошибок, авторов – включение в одно предложение слишком большого объема информации. Длинные предложения большинству читателей приходится перечитывать их как минимум дважды, чтобы понять их смысл.
Ваши иностранные коллеги, как и вы сами, ценят свое время и хотят быстро и эффективно найти нужную информацию. Чтобы повысить удобочитаемость английского текста, используйте короткие предложения. Для этого стоит излагать в одном предложении только одну мысль, и ограничивать длину предложения 20-25 словами.
Многие авторы ошибочно полагают, что сложные процессы и описания требуют сложного слога. Это не так: чем проще, тем лучше! Простые формулировки понятнее, точнее и лаконичнее.
Вы можете сделать свою статью краткой и понятной, придерживаясь следующих принципов:
• cократите содержание одного предложения до одной мысли;
• по возможности используйте активный, а не пассивный залог;
• избегайте ненужных или расплывчатых формулировок, отдавай предпочтение более конкретным.
Пример
❌ The organisation that policymakers viewed as a model of effective governance was the Regional Development Agency, which was established as part of the National Policy Initiative by Dr Sarah Thompson in 1985.
✅ Policymakers viewed the Regional Development Agency as a model of effective governance. Dr Sarah Thompson established this organisation in 1985.
Ели следовать принципу “одно предложение – одна мысль”, первое, длинное предложение из 32 слов, можно разбить на два коротких – 12 и 8 слов соответственно.
Место подлежащего и сказуемого
Читатель ожидает, что в английском предложении глагол – слово, описывающее действие, – будет находиться рядом с подлежащим. Однако некоторые авторы склонны вставлять много описаний между подлежащим и сказуемым.
В таких случаях, когда читатель доходит до глагола, он может забыть, о чем шла речь, и ему придется вернуться к началу предложения и перечитать его. А ведь качественно написанная научная статья должна пониматься с первого раза. Чтобы повысить удобочитаемость Вашей статьи, ставьте сказуемое сразу же за подлежащим.
Пример
❌The region’s economic indicators [подлежащее] 12 months after the implementation of the new policy had improved [сказуемое] by 20%.
✅ The region’s economic indicators [подлежащее] had improved [сказуемое] by 20% 12 months after the implementation of the new policy.
Тема предложения
Тема – это информация, которая дается в начале предложения. С точки зрения читателя она выполняет двоякую функцию. В первую очередь тема знакомит с тем, о чем дальше пойдет речь. В хорошо написанном тексте в одном предложении заключается только одна мысль, и именно ее и представляет тема. Чтобы читатель не терял нить повествования, каждая новая мысль должна быть связана с предыдущей. Это и есть вторая функция темы – связывать предложения между собой.
Пример
Economic disparities have been widening across the region. Inequality has grown rapidly due to uneven development policies. Income inequality is one significant issue currently being studied.
Эти предложения объединены общей темой неравенства.
Рема предложения
Выделяя главную информацию в предложении, читатель бессознательно фокусируется на его завершающей части. Такую информацию называют ремой. Поэтому основную мысль стоит помещать в конец переложения.
Пример
1: Introduction of the new equipment increased productivity.
2: Productivity increased after the introduction of the new equipment.
В первом предложении рема – “increased manufacturing”. Ознакомившись с этим текстом, читатель предположит, что автор ставил перед собой задачу оценить результаты внедрения нового оборудования, и самым заметным из них было повышение производительности. Во втором предложении рема – “introduction of the new equipment”. Здесь читатель решит, что автор рассматривал разные способы повышения производительности, и наиболее эффективным из них оказалось внедрение нового оборудования. Помещая определенную информацию в конец предложения, автор влияет на то, как читатель воспринимает предложение.
При этом рема не только выделяет основную информацию, но и дает представление о содержании следующего предложения. Зная об этой функции, можно более эффективно структурировать текст. В приведенных ниже примерах рема, выделенная жирным начертанием, становится темой следующего переложения.
Примеры
Recent reforms were analysed by a research team. The researchers carried out a series of interviews. The data revealed that the district was facing widespread dissatisfaction with the new policies.
Сравнения
При проведении сравнения необходимо придерживаться следующих правил:
Примеры
❌: The economic growth in Region X was compared with Region Y.
✅: The economic growth in Region X was compared with that of Region Y.
В первом предложении рост сравнивается с регионом, а в втором – рост в регионе X с ростом в регионе Y.
Приемлемо: Unemployment rates in border areas were compared with unemployment rates in inland municipalities.
✅: Unemployment rates in border areas were compared with those in inland municipalities.
Чтобы не перегружать текст, лучше не повторять слова, а заменять повторы местоимениями. Во втором предложении “those” означает “unemployment rate”.
2. Избегайте расплывчатых формулировок, выражайтесь как можно более конкретно.
Пример
❌: Public support for the policy was stronger.
✅: Public support for the policy was stronger than that for the earlier one.
Первое предложение не дает ответ на вопрос, с чем проводится сравнение. Поддержка была выше, чем что?
3. Такие слова, как ”reduced”, “increased” и “decreased” можно использовать только для сравнения с неким предыдущим состоянием того же объекта, а не для сравнения двух разных явлений. Чтобы сравнить две разные вещи (например, группы респондентов), используйте такие слова, как ”higher”, “shorter”, “more”.
❌: In our study, voter turnout was increased in urban areas compared with rural areas.
✅: In our study, voter turnout was higher in urban areas than in rural areas.
Имена собственные
Имена существительные называют людей, предметы или абстрактные понятия. Имя собственное – это имя человека, название организации или места. Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы.
Написание с заглавной буквы
Имена и фамилиа
Zhores Alferov, Yury Gagarin
Название организаций, компаний, брендов
United Nations, Volkswagen, Elsevier, Gazprom
Страны, города и другие географические объекты
Russia, Saint Petersburg, Volga
Месяца и дни недели
Monday, Saturday, January, May
Праздники
Christmas Day, New Year’s Day
Исторические события
World War II
Название национальностей и языков
Russian, Chinese
Титулы и должности
President, Professor, Dr
Местоимение “I” независимо от его положения в предложении
In this paper, I argue that …
Заглавная буква не требуется
Названия химических веществ и непатентованных лекарственный средств
benzene, acetaminophen
Использование наречия RESPECTIVELY
Английское наречие “respectively” часто неправильно используется носителями других языков. Оно означает “в указанном порядке” “соответственно” и должно употребляться только в том случае, если без него Ваше предложение может быть понято неправильно.
In 2022, Russia ranked 47th in the Global Innovation Index, while China, Turkey and India scored higher: 11th, 37th and 40th, respectively.
Здесь слово “respectively” дает понять, что первое числительное после двоеточия относится к Китаю, второе – к Турции, а третье – к Индии.
Дополнительные примеры
❌: The two regions were Moscow and St Petersburg, respectively.
✅: The two regions were Moscow and St Petersburg.
❌: The two provinces were labelled A and C, respectively.
✅: The provinces experiencing political unrest and economic decline were labelled A and C, respectively.
Орфография
У журналов бывают разные предпочтения по поводу использования британской или американской орфографии, некоторые принимают статьи, оформленные по правилам обеих. Как бы то ни было, самое главное – придерживаться в пределах одного текста одной системы, не допуская смешения.
US |
UK |
center |
centre |
color |
colour |
labor |
labour |
neighbor |
neighbour |
analyze |
analyse |
modeled |
modelled |
Текстовый редактор может помочь вам с правильным написанием. Откройте настройки языка (Рецензирование – Язык – Язык проверки правописания), выберите британскую или американскую орфографию. Теперь слова, написанные в иной орфографии, будут подчеркнуты красным цветом.
Пунктуация
Двоеточие и точка с запятой – два самых проблемных знака препинания. Двоеточие используется, чтобы ввести список или пояснительное предложение.
Пример
In general, the main weakness of NIS in small countries is the scarcity of resources: the author introduced two ways of development (specialization and internationalization) and emphasized the role of the actors in the system
The SC states fall behind the Baltic countries: Georgia was the leader, followed by Armenia and Azerbaijan
Точка с запятой используется, если необходимо разделить две независимые части сложного предложения без использования соединительных слово типа “and” или “while”.
Пример
There are no fees for publication; all the materials that have passed our screening processes are published free of charge
Эти две фразы можно оформить как два отдельных предложения: “There are no fees for publication. All the materials that have passed our screening processes are published free of charge”. Однако точка с запятой указывает на то, что между этими двумя предложениями существует связь. Обычно связь между двумя предложениями можно определить из контекста.
Если в списке есть элементы, содержащие запятые, то такие элементы должны разделяться точкой с запятой, т. е. точка с запятой используется, чтобы избежать путаницы.
Пример
Our main findings were that rural communities are most likely to experience disparities in access to healthcare; that low-income families, the elderly, and minority groups are the populations most affected by these disparities; and that inadequate healthcare access places a significant strain on regional health services.
Размер и величина
“Large” and “small” обычно используются для описания изменений в размерах, габаритах или массе, а “high” and “low” – для уровней или числовых значений.
Примеры
❌: A low amount of public interest was observed in the recent local elections.
✅: A small amount of public interest was observed in the recent local elections.
Написание чисел
В английском языке в числах для разделения разрядов служит запятая.
18,300 kg = 18 300 кг
Точка в английском разделяет дробные числа.
100.6 m = 100,6 м
Правила оформления списка литературы и библиографии на латинице (References)
Для всех книжных изданий необходимо указать общее количество страниц, для статей − номера страниц, на которых они расположены. Неопубликованные источники в список литературы не включаются.
Списки литературы и библиография на латинице (References) оформляются в соответствии с Harvard System of Referencing Guide
Книга:
Автор (ы), год публикации, Название публикации, Издатель. doi (при наличии).
Пример:
Allcock, J. B., Arnold, C. Day, A. J. 1992, Border and Territorial Disputes, London, Longman.
Korneevets, V.S. 2010, Formirovanie transgranichny`x mezoregionov na Baltike [Formation of transboundary mesoregions in the Baltic], Kaliningrad, Immanuel Kant Russian State University, 80 p. (In Russ.).
Глава в книге:
Автор (ы) публикации, год публикации, 'Название главы (статьи, раздела)' in авторы книги Название книги, Издатель, номера страниц. doi (при наличии).
Пример:
Crawford, S. E. S., Ostrom, E. A. 2005, 'Grammar of Institutions' in E.Ostrom, N. J. Princeton (eds) Understanding Institutional Diversity, Princeton University Press, p. 137—174.
Материалы конференции:
Пример:
Baklanov, P.Ya. 2005, Sustainable Regional Development and the Role of Geographic Science. In: Universitetskaya geografiya. Materialy yubileinoi nauchnoi konferentsii [University geography. Materials of the anniversary scientific conference,], M., Geogr. Faculty of Moscow State University, p. 30-40 (in Russ.).
Kolesnikov, N., Kolesnikova, N. 2018, Spatial economic effects of the use of local resources: case of cement-bonded wood fiber blocks. In: MATEC Web of Conferences, 2018. International Scientific Conference Environmental Science for Construction Industry – ESCI 2018, № 193, 03041. doi: https://doi.org/10.1051/matecconf/201819303041.
Журнал:
Автор (ы), год, Название статьи, Название журнала, том (номер), страницы. doi (при наличии).
Пример:
Mezhevich, N. 2016, Eastern Europe. On the centenary of the political project, Balt.Reg., vol. 8, no.1, p.17-32. doi:10.5922/2079-8555-2016-1-2.
Entin, M.L. 2020, Non-alternative nature of the development of the EU, Sovremennaya Evropa, no. 4, p. 25‒36. doi: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420202536 (in Russ.).
(если оригинал статьи на русском языке, просим использовать официальный перевод ее названия и официальное англоязычное название журнала (обычно указаны на сайте издания, международной базе данных)
Веб-сайт:
Автор (ы), год, Название публикации, Сайт (источник), URL (дата обращения).
Пример:
Jost, T. 2011, Outward FDI from Germany and its policy context: update 2011, Columbia FDI Profiles, available at: http://www.vcc.columbia.edu (accessed 8 September 2011).
|