Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG

Теоретико-методологические аспекты инновационного развития экономики

Кластеры в институциональной проекции: к теории и методологии локального социально-экономического развития

Аннотация

Рассматривается проблема определения и идентификации кластеров как локализованных мезоэкономических систем с нечеткими границами, стимулирующими их развитие.Исследуется влияние индуктивного подхода на формирование теории кластеров, сравниваются различные типологии кластеров и других локализованных экономических систем. Дается обзор существующих методологических подходов к проблеме идентификации кластеров, обосновывается принципиальная роль институционального измерения в идентификации (и функционировании) кластеров, особенно в сравнении с теорией комплексообразования, основанной на тех-нологической связанности территориально близких единиц. Показано, что безвключения в анализ наряду с локационными и технологическими институциональных факторов (раскрываемых через различные переменные) практически не-возможно построить самостоятельную теорию кластеров, отличную от общей теории агломераций. Впервые анализируется иерархия институтов, влияющих на создание локальных экономических систем, и выделены институциональные уровни, по зрелости которых можно судить о формировании кластеров как наиболее успешных мезоэконмических систем. При этом отмечается, что в экономиках, тяготеющих крыночному типу организации, развитие мезоэкономических систем неразрывно связано с конкуренцией за инновационную ренту. Таким образом, обозначаются контуры методологии исследования кластеров, позволяющей рассматривать такие относительно новые в региональной науке феномены, как иннова-ционные и «трансграничные» кластеры.

This article addresses the problem of definition and identification of clusters as localised mesoeconomic systems with fuzzy boundaries that stimulate the development of these systems. The author analyses the influence of the inductive approach on the formation of cluster theory and juxtaposes different typologies of clusters and other types of localised economic systems. The article offers an overview of the existing methodological approaches to the problem of cluster identification and emphasizes the major role of institutional dimension in the identification (and functioning) of clusters, especially in comparison to cluster formation theory based on the technological connection of adjacent units. The author comes to a conclusion that, without the inclusion of institutional factors, alongside localising and technological ones (demonstrated through different variables), it is virtually impossible to develop an independent cluster theory, different from general agglomeration theory. For the first time, a hierarchy of institutions affecting the formation of local economic systems is considered against the background of the identification of institutional levels, whose full development makes it possible to speak of the formation of clusters as most successful mesoeconomic systems. At the same time, the author emphasizes that, in economies gravitating towards the market type of organisation, the development of mesoeconomic systems is closely connected to competition for innovative rent. The article outlines the methodology for cluster studies, which makes it possible to consider such relatively new to the regional science phenomena as innovative
and «transborder» clusters.

Скачать статью
Download an article

Развитие малого инновационного предпринимательства на основе согласования экономических интересов

Аннотация

Согласованность экономических интересов — одна из важнейших предпо-сылок развития предпринимательства, в том числе и малого. Как показывает практика, для согласования основных интересов субъектов малого инновационного предпринимательства одних рыночных инструментов недостаточно, необходимо государственное регулирование, которое требует разработки соответствующего механизма. Целью проведенного исследоваия была разработка и обоснование макро-экономического механизма развития малых инновационных предприятий на основе согласования основных экономических интересов их субъектов. Научная значимость изложенных в статье результатов исследования состоит в том, что проблема согласования экономических интересов впервые была рассмотрена применительно к субъектам малого инновационного предпринимательства. Определены и сопоставлены основные экономические интересы данных субъектов, выявлены сферы их сочетания и конфликтности. Предложен механизм развития малого инновационного предпринимательства, включающий две группы инструментов — направленных на объединение усилий субъектов на основе их общих экономических интересов и на предупреждение конфликтов вследствие их противоречивости. Представленные в статье рекомендации по применению инструментария согласования экономических интересов могут быть использованы при разработке программ развития малого иннова-ционного предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

The harmonisation of economic interests is one of the essential preconditions for the development of enterprises, including small ones. As practice shows, the harmonisation of major interests of agents of small innovative business requires not only market instruments, but also state regulation, which demands the development of a corresponding mechanism. This study sets out to develop and justify the macroeconomic mechanism of development of small innovative enterprises on the basis of harmonisation of basis economic interests of their agents. The research significance of the results presented in the article consists in that, for the first time, the problem of economic interest harmonisation has been considered in relation to the agents of small innovative business. The author juxtaposes the major economic interests of these agents and identifies their compatibility and conflict areas. The article offers a mechanism for the development of small innovative businesses, including two sets of instruments — those aimed at combining the agents’ efforts on the basis of their common economic interests and prevention of conflicts resulting from their incompatibility.The recommendations on the application of instruments for harmonizing economic interests can be used in drawing up programmes for the development of small innovative business at the federal, regional, and municipal levels.

Скачать статью
Download an article

Методологические особенности управления стоимостью компании, осуществляющей «зеленые» инновации

Аннотация

Хотя является общепризнанным, что инновации выступают одним из важнейших факторов экономического развития, назрела необходимость пересмотра ряда положений методологии инноваций, с тем, чтобы полнее учитывать новые фундаментальные ценности. Большинство ныне ис-пользуемых бизнес-моделей основано на расточительном отношении к природной среде, возможности которой близки к исчерпанию. Необходимо внедрение новых идей, полезных для общества и создающих ценность для компаний. Один из путей достижения этой цели — «зеленые» (экологи-ческие) инновации. В ближайшее десятилетие прогнозируется стремительный рост экологических инноваций. Их организация и управление потребует применения современных, адекватных решаемым задачам, технологий. Одна из них — методология управления стоимостью компании. В рамках методологии управления стоимостью сформировалось несколько концептуальных подходов, которые с разным успехом можно использовать для оценки эффективности экологических инноваций. Анализируются пре-имущества и недостатки основных походов, делается вывод о том, что в со-временной теории и практике корпоративных финансов до сих пор нет обще-признанного подхода к оценке стоимости компаний, в явном виде учитывающего влияние на стоимость экологических факторов. Рассматриваются базовые теоретические предпосылки для формирования такого подхода.

Although it is a common assumption that innovations are one of the most mportant factors of economic development, there is a need to review some provisions of innovation methodology so that new fundamental values are taken into account more fully. Most recent business models are based on the depletion of natural environment, whose potential has been almost exhausted. It is necessary to introduce new ideas that are of use for society and create values for companies. One way of achieving this goal is «green» (environmental) innovations. The next decade is expected to see a rapid growth in environmental innovations. Their organization and management will require modern — and adequate to the objectives set — technologies. One of those is the quest for value methodology. To date, the quest for value methodology has given rise to several conceptual approaches, which can be used to evaluate the effectiveness of environmental innovations. This article discusses the advantages and disadvantages of major approaches. The author comes to a conclusion that that the modern theory and practice of corporate finance still lacks a generally accepted approach to assessing the value of companies that explicitly takes into account the impact of environmental factors on the cost. The article outlines the basic theoretical frameworks for the formation of such approach.

Скачать статью
Download an article

Инновационное развитие Балтийского региона: территориальная дифференциация

Инновационная экономика в регионе Балтийского моря

Аннотация

Инновационная деятельность осуществляется на трех уровнях: госу-дарственном, региональном и на уровне предприятия или университета. Рассматривается уровень развития экономики, основанной на знаниях, в Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше, а также пространственная дифференциация инновационной деятельности в пределах Балтийского региона. Анализ производится на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также статистических данных об интенсивности исследований и разработок, структуре затрат на науку, человеческом потенциале в области высоких технологий и методах институциональной поддержки инновационной деятельности. Дается характеристика роли и места бизнеса, университетов и власти, являющихся составными частями «тройной спирали», в национальных инновационных системах. Анализируются такие важные факторы, как: интенсивность НИОКР, до-ля сотрудников, занятых в сфере высоких технологий, методы государственной поддержки. Приводятся примеры частно-государственной инфраструктуры для реализации инновационных проектов.

Innovative activity is carried out at three levels — those of a state, a region and a company or university. This article considers the level of development of knowledge-based economy in Germany, Denmark, Sweden, Finland, Estonia, Latvia, Lithuania, and Poland at each of three levels, as well as the spatial differentiation of innovative activity within the Baltic region. The analysis is conducted on the bases of national and international research, as well as statistical data on the intensity of research and development, structure of research expenditure, human capital in the field of advanced technologies, and the methods of institutional support for innovative activity. The authors characterise the role of business, university, and authorities — which constitute the «triple helix» —in national innovative systems. The article also analyses such important factors as the intensity of research and development, the share of employees in the field of advanced technologies, and the methods of public support. Examples of private-public infrastructure for the implementation of innovative projects are offered.

Скачать статью
Download an article

Инновационный процесс в регионе Балтийского моря

Аннотация

Для поддержания уровня глобальной конкурентоспособности в будущем ре-гиону Балтийского моря необходимо сохранить и повысить свой технологический и инновационный потенциал. В связи с этим рассматриваются внешние факторы, влияющие на инновационное развитие региона. Предлагаются определения понятий «инновация» и «факторы инновационного развития», а также даются характеристики благоприятной инновационной среды. Описывается состояние инновационной среды в регионе Балтийского моря в настоящее время и сравниваются показатели инновационного развития в отдельных странах региона. В исследовании проводится анализ инновационного развития региона Балтийского моря и делается прогноз относительно этого процесса в будущем. Материал для настоящей работы был собран из различных источников, среди которых научные статьи, статистические данные, средства массовой информации, научные исследования и другие публикации.

In order to maintain its global competitiveness in the future, the Baltic Sea region (BSR) needs to preserve and improve its technological capability and innovativeness. This article focuses on innovations in the Baltic Sea region, particularly on external innovation drivers and innovation environments in the BSR and individual countries within the region. Firstly, some definitions of innovations, innovation drivers, and characteristics of a favourable innovation environment are presented. Secondly, the current condition of innovation environments in the BSR is described and the innovation performances of Baltic countries are compared. Finally, the research aims to conclude, as well as to analyse, the future innovation development of the BSR. The research material for this desk study is collected from various sources, including journal articles,  statistics, media, research reports, and other publications.

Скачать статью
Download an article

Территориальные различия инновационного развития Швеции, Финляндии и Северо-Западного федерального округа РФ

Аннотация

Рассматривается инновационная составляющая экономики Швеции, Фин-ляндии и Северо-Западного федерального округа РФ. Приводятся результаты сравнительного анализа научно-технического потенциала регионов, а также административно-территориальных единиц исследуемых субъектов по уровню развития инновационной деятельности. Впервые рассчитан показатель интегральной оценки научно-технического потенциала СЗФО в сравнении со Швецией и Финляндией. Продемонстрированы существенное отставание СЗФО по показателям инновационного развития от Швеции и Финляндии, а также увеличение в последние годы этого показа-теля в СЗФО и быстрая ликвидация отставания по отдельным показателям (распространение мобильной связи и Интернет). Составлены картосхемы, подтверждающие сходный характер территориальной дифференциации инновационных процессов СЗФО, Швеции и Финляндии (соответствующий центр-периферийной модели).

This article considers the innovative component of the economies of Sweden, Finland, and the Northwestern federal district (NWFD) of the Russian Federation. The authors present the results of a comparative analysis of research and technological potential of the regions and their administrative-territorial units in terms of innovative activity development. For the first time, the index of integral assessment of research and technological potential of the NWFD has been calculated in comparison to Sweden and Finland. The NWFD is proved to lag behind Sweden and Finland in terms of innovative development indices; however, the NWFD shows an increase in such indices in catches up in terms of individual indices (mobile communication density and  Internet access availability). The authors offer sketch maps showing similarities in the character of territorial differentiation of innovative processes in the NEFD, Sweden, and Finland (which corresponds to the centre-periphery model).

Скачать статью
Download an article

Инновации в развитии сельских территорий

Инновационные факторы и условия устойчивого развития сельских территорий

Аннотация

Рассматриваются особенности устойчивого развития сельских территорий, факторы инновационного предпринимательства и проводится оценка его влияния на состояние сельской экономики. Отдельное внимание уделено анализу концепций, программ и проектов в сфере развития сельских территорий. Обобщаются концептуально-стратегические подходы и действия стран Балтийского моря в сфере устойчивого развития сельских территорий. Перечислены общие для Балтийского региона задачи обеспечения устойчивого состояния сельских территорий, в том числе рациональное использование природно-ресурсного потенциала, диверсификация производства за счет поддержки несельскохозяйственных видов деятельности и занятости населения, применение инноваций и эффективных технологий, производство экологически безопасной продукции. На основе анализа уровня развития сельского хозяйства и инновационной составляющей регионов Балтийского моря выделяются факторы и условия поддержки инновационного предпринимательства. Определяющее значение имеет состояние научно-технического и инновационного потенциала территории, наличие соответствующей инновационной инфраструктуры, формирование инновационной культуры. Обосновано развитие инновационного предпринимательства сельских территорий за счет преобразования организационно-экономического механизма хо-зяйствования, связанное с созданием институциональных, инфраструктурных и соответствующих пространственных условий. Одним из приоритетных направлений называется научно-технологическое сотрудничество в Балтийском регионе.

This article considers the features of sustainable development of rural territories,  identifies the factors of innovative entrepreneurship, and assesses their influence  on the condition of rural economy. Special attention is paid to the analysis of  concepts, programmes, and projects in the field of rural territory development. The  authors summarise conceptual and strategic approaches and actions of the Baltic  region states in the field of sustainable development of rural territories. The article identifies common for the Baltic regions objectives relating to sustainable condition of rural territories, including sustainable use of natural resource potential, diversification of production through support for non-agricultural activities and employment, application of innovations and efficient technologies, and manufacturing of environmentally friendly products. The analysis of agricultural development and innovative component in the Baltic Sea regions serves as the basis for identifying the factors and conditions of support for innovative entrepreneurship. Of special importance are the research, technological, and innovative potential of the territory, the availability of adequate innovative infrastructure, and the formation of innovative culture. The authors corroborate the idea of innovative entrepreneurship development in rural territories through the transformation of organisational and economic mechanism of management relating to the creation of institutional, infrastructure, and spatial conditions. Research and technological cooperation in the Baltic region is emphasised as a priority area.

Скачать статью
Download an article

Инновационные центры как точки роста для малых городов и сельской местности

Аннотация

Рассматривается проблема оценки роли и значения инновационных центров для развития окружающей территории вне крупных городов. В то же время инновационное развитие сельской местности должно иметь комплексный характер, который необходимо учитывать в стратегиях развития муниципалитетов. На примере зарубежного опыта доказывается необходимость размещения инновационных центров в малых и полусредних городах с целью повышения социально-экономического развития территории, в том числе окружающей сельской местности. Технопарки, созданные в малых городах, выводят социально-экономическое развитие на новый уровень. Оценивается при-мер размещения технопарка в г. Гусев Калининградской области. Подчеркивается значение разработки и принятия законодательных актов на региональном и муниципальном уровнях на примере закона «О промышленной политике Калининградской области».

This article addresses the problem of assessment of the role of innovative centres in the development of surrounding areas beyond large cities. At the same time, the innovative development of rural areas should be of a composite nature; there is a need for municipality development strategies to take innovations into account. International practices serve as a an argument in favour of establishing innovative centres in smaller and medium-sized towns in order to facilitate the socioeconomic development of the territory and surrounding rural areas. Science parks created in smaller towns give a boost to socioeconomic development. The authors analyse the case of the science park in the town of Gusev in the Kaliningrad region and emphasise the role of development and adoption of legal acts at regional and municipal levels, for example, the law On the production policy of the Kaliningrad region.

Скачать статью
Download an article

Инновационное развитие рыбопромышленного комплекса

Основы формирования системы управления рисками проектов инновационного развития аквакультуры в регионе (На примере Калининградской области)

Аннотация

Цель исследования — разработка концепции и принципиальной схемы формирования системы управления рисками инновационных проектов хозяйственного развития на примере аквакультуры. На основе исследования, проведенного авторами, представлен обзор основных проблем и особенностей управления рисками проектов развития аквакультуры в Рос-сии на современном этапе. Кратко рассматривается состояние и особенности проектов развития аквакультуры в Северо-Западном федеральном округе и в Калининградской области. Сформулировано и обосновано понятие «управления риска-ми проектов инновационного развития аквакультуры в регионе», уточнена классификация рисков в аквакультуре применительно к проектам инновационного развития аквакультуры в регионе, которые расширяют понятийный аппарат риск-менеджмента с учетом специфики рисков проектов хозяйственного развития на примере аквакультуры. Дана характеристика современных методик и подходов к управлению рисками проектов и организаций в контексте их использования в рам-ах проектов развития аквакультуры. Предлагаются механизмы управления рисками проектов развития аквакультуры, позволяющие вписать деятельность по управлению рисками в проекте в общий контекст деятельности родительской организации проекта. Разработана концепция и принципиальная схема формирования системы управления рисками проектов инновационного развития аква-культуры.

This article sets out to develop the concept and the principal scheme of the formation of a risk management system for innovative economic development projects in the field of aquaculture. The research carried out by the authors helps identify the main problems and characteristics of risk management projects for the development of aquaculture in present-day Russia. The authors outline the status and features of aquaculture development projects in the Northwestern federal district and the Kaliningrad region. The article formulates and justifies the concept of «risk management projects on innovative development of aquaculture in the region» focusing on the classification of aquaculture risks in relation to innovative development projects, which expands the conceptual framework of risk management in view of the specific risks relating to economic development projects in the field of aquaculture. The authors characterize modern methods and approaches to risk management projects and organizations in the context of their application in the framework of aquaculture development projects and offer mechanisms for risk management of aquaculture development projects, which make it possible to include risk management activity in the general context of activities of parent project organization. A concept and principal scheme of formation of risk management system for aquaculture innovative development projects is developed by the authors.

Скачать статью
Download an article

Инновационные аспекты развития рыбопромыслового флота эксклавного региона России

Аннотация

В стране взят курс на модернизацию экономики на основе инновационного раз-вития. В эксклавном регионе России —Калининградской области — в послевоенный период вплоть до 1991 г. социально-экономическое развитие шло высокими темпами благодаря созданию крупномасштабного рыбопромышленного комплекса промышленности. В основу такого успеш-ного развития была положена научно-инновационная деятельность. В историческом плане анализируется большой положительный опыт инновационного развития рыбопромыслового флота: ввод в эксплуатацию новых судов, новой техники, внедрение инновационных форм организации промысла. Приводятся данные о эффективности этих инновационных мероприятий. Исторический опыт имеет большое значение в условиях возрождения рыбопромышленной деятельности в  Калининградской области.

Our country set a course for economy modernisation on the basis of innovative development. In the post-war period until 1991, the exclave of Russia — the Kaliningrad region — showed high rates of socioeconomic development due to the establishment of a large-scale sea fishing industry. Such success rested on research and innovative activity. This article analyses the successful innovative development of fishing fleet in the historical perspective: placing into operation new vessels, development of new equipment, introduction of innovative forms of fishing organisation. The authors offer data on efficiency of such innovative initiatives. This historical experience is of great importance in the conditions of the revival of fishing activity in the Kaliningrad region.

Скачать статью
Download an article

Наука и образование

Организация научных исследований в Германии

Аннотация

Рассматривается структура организации научных исследований в Германии. Представлены федеральный и земельный уровни управления научными исследованиями. На федеральном уровне основную ответственность за научно-техническую политику несет Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF), на уровне земель — министерства образования и науки и министерства экономики. Показана роль национальной академии наук «Леопольдина», основные задачи которой — оказание консультационных услуг немецким политикам и представление немецкой науки на международном уровне. Большое внимание уделяется исполнителям научно-исследовательских работ, спектр которых в Германии достаточно разнообразен: государственные и частные научно-исследова-тельские организации, вузы, научно-исследовательские подразделения промышленных компаний. Показан исследовательский профиль ряда университетов, получивших поддержку в рамках Инициативы качества. Охарактеризован вклад промышленности в научные исследования и конструкторские разработки, названа первая десятка компаний Германии по объемам инвестиций в научные исследования.

This article considers the structure of research system in Germany. It describes the federal and state levels of research management. The Federal Ministry of Education and Research (BMBF) has primary responsibility for science and technology policy at the federal level. At the state level, this responsible is shared by the Ministry of Education and Science and the Ministry of Economy. The author emphasizes the role of the National Academy of Sciences «Leopoldina», whose principal objective is to provide advisory services to German policymakers and present German science at the international level. Special attention is paid to the wide spectrum of German research agents: public and private research organizations, higher educa tion institutions, R&D departments of industrial companies. The article stresses the research potential of universities that receive funding under the Excellence Initiative and describes the contribution of production in research and development activities, focusing on the top ten German companies in terms of R&D expenditure.

Скачать статью
Download an article

Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве

Аннотация

Рассматривается сотрудничество высших учебных заведений Северо-Запад-ного федерального округа РФ, Швеции и Финляндии: интенсивность и территориальная дифференциация. Анализ выполнялся на основе общедоступной информации о международной деятельности университетов, находящейся на их официальных сайтах. Уточнены основные направления и определены ведущие центры такого сотрудничества. Университеты СЗФО имеют больший опыт сотрудничества с высшими учебными заведениями Финляндии. В меньшей степени развита кооперация с университетами Швеции. При этом в сотрудничество вовлечены около 50 высших школ округа, причем 29 из них расположены в Санкт-Петербурге, большинство же вузов СЗФО не включены в международное сотрудничество с анализируемыми странами. Столь низкая степень кооперации в сфере образования — серьезный лимитирующий фактор его развития и снижает конкурентоспособность на со-временном рынке образовательных услуг.

This article focuses on the cooperation between universities of the Northwestern federal district (NWFD) of the Russian Federation, Sweden, and Finland, its intensity and territorial differentiation. The analysis was conducted on the basis of public domain information on the international activity of universities available on their official websites. The authors identify the principle areas and leading centres of such cooperation. The NWFD universities have significant experience in cooperation with Finnish universities. Cooperation with Swedish universities is proved to be less developed. Approximately 50 NFWD universities, 29 of which are located in Saint Petersburg, are involved in cooperation; most NWFD universities do not cooperate with the mentioned countries. Such low degree of cooperation in the field of education is a serious inhibiting factor, which reduces competitiveness on the modern market of educational services.

Скачать статью
Download an article