Стипендиальная политика шведского института как инструмент «мягкой силы»
Аннотация
Статья обращается к взаимосвязи «мягкой силы», национального брендинга и образовательного сотрудничества в рамках стипендиальной политики Шведского института в 1995—2023 гг. На основании анализа материалов организации, статистических данных и отзывов участников различных периодов можно сделать заключение о противоречивом характере эволюции стипендиальной политики Института. Для определения степени соподчиненности брендинга страны, «мягкой силы» и образовательного компонента был необходим комплексный анализ деятельности организации. Были проанализированы принципы и практики позиционирования Швеции в международном образовательном пространстве, эволюция стипендиальной политики Шведского института, а также соотношение академического трека стипендиата с «мягкой силой» и национальным брендированием. Все это также предполагает изучение динамики распределения стипендиальной поддержки и работы со стипендиатами во время и после обучения в стране. Для этого автор обратился к концепциям национального брендирования и «мягкой силы», проанализировал соотношение этих компонентов на примерах конкретных регионов и стран в указанный период. В итоге делается вывод, что Шведский институт является мощным каналом «мягкой силы» страны. При этом стипендиальная политика оказалась связана с продвижением официальной позиции Стокгольма по вопросам социального, экономического и политического развития в мире. Помимо освоения образовательной программы стипендиат знакомится с работой социальных и политических институтов страны. По состоянию на нынешнее время образовательная составляющая находится перед этим компонентом в подчиненном положении.