Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG

2023 Том 15 №2

Население и расселение

Дальность миграции населения в России с учетом демографических характеристик мигрантов

Аннотация

Дальность миграции связана с событиями жизненного пути, которые, в свою очередь, маркируются возрастом. Также дальность перемещений является критерием, делимитирующим миграцию и иные формы пространственной мобильности. Цель данной статьи — рассчитать дальность внутристрановых переселений в России в 2011—2020 гг. и проанализировать, какие особенности присущи ей в зависимости от пола, возраста и типа регистрации. Для расчета расстояний миграции использовались геокоординаты около 130 тыс. населенных пунктов России, рассчитывались так называемые евклидовы расстояния, учитывающие кривизну земной поверхности. На основе евклидовых расстояний вычислялась дальность миграции: суммарное расстояние всех миграционных перемещений взвешивалось на суммарное число миграционных перемещений. Аналогичным образом оценивалась дальность миграции населения России по различным признакам: возрасту, полу, виду регистрации. Исследование показало, что 31,3 % внутрироссийских переселений осуществляется на очень короткие, не превышающие 50 км, расстояния; 43,5 % — на расстояния, не превышающие 100 км. Расчет средней дальности миграции показал, что она имеет два возрастных пика — 22— 23 года и 50—70 лет, причем первый пик характерен только для мужчин. В остальном дальность миграции мужчин и женщин имеет мало различий. Переселения, регистрируемые по месту пребывания, осуществляются на более дальние расстояния, чем регистрируемые по месту жительства. Однако самая низкая дальность миграции приходится на возраст 16 лет и связана, видимо, с переездом на учебу в один из ближайших населенных пунктов, имеющих учреждение сети специального профессионального образования.

Скачать статью

Сравнительный анализ территориального опорного каркаса расселения в приморских регионах (на примере Санкт-­Петербургского региона и Калининградской области)

Аннотация

Логика глобализации снижала запрос на сравнительные исследования как на международном, так и на национальных (региональных) уровнях. В ряду наиболее значимых объектов изучения следует указать процессы урбанизации в староосвоенных, приморских районах, которые в европейской урбанистике доказывают определяющее влияние приморского положения на пространственное развитие и урбанизацию. Для достижения целей теории и решения практических задач необходим качественный и количественный анализ процессов урбанизации приморских районов. Целью статьи является определение степени соответствия территориальных опорных каркасов расселения Санкт-Петербургского региона и Калининградской области современным условиям развития систем расселения. Было проведено картографическое моделирование сложившихся структур расселения Санкт-Петербургского региона и Калининградской области с использованием программного обеспечения «Golden Software Surfer 20». Построены соот­ветствующие картографические модели с изолиниями, отражающими поля пространственной структуры городского расселения. Проанализированы системы расселения с позиций транспортных коммуникаций, для чего осуществлены расчеты коэффициентов Энгеля и Гольца, результаты которых показали, что наиболее высокий уровень развития в двух рассматриваемых регионах имеет автомобильный транспорт, а наиболее низкий — внутренний водный транспорт. Авторы пришли к выводу о том, что в настоящее время территориальное развитие и процессы урбанизации ведут к углублению моноцентрической модели пространственной структуры. Экономические эффекты моноцентричности близки к исчерпанию, пределы поляризации и эффективного роста в этой модели практически достигнуты, поэтому необходим переход к полицентрической модели урбанизации за счет формирования и развития локальных центров и углубления транспортных связей между ними. Линейно-узловая модель расселения рассматривается как наиболее перспективная для двух приграничных приморских регионов России в новых экономических и политических условиях. Проведенное исследование позволило определить локальные ядра притяжения населения, которые могут составить потенциальную основу при переходе на линейно-узловую модель расселения.

Скачать статью

Динамика численности населения и трансформация системы расселения Польши (к итогам переписи 2021 года)

Аннотация

Цель статьи составляет анализ геодемографических изменений в современной Польше, опирающийся главным образом на материалы Национальной переписи населения и жилищ, проведенной в 2021 г. В ходе исследования использовались традиционные для социально-экономической географии методы, включая метод районирования. Численность населения Польши за межпереписной период (2011—2021 гг.) снизилась, но численность городского населения снижалась быстрее, чем сельского. Наиболее благополучными в геодемографическом отношении являются крупные районы и воеводства, «организующей осью» которых выступает Висла, — Мазовецкое, Малопольское, Поморское. Относительно благополучная демографическая ситуация наблюдается также в Великопольском воеводстве, в пределах которого сходятся основные сухопутные магистрали Польши. Районы и воеводства со сложной геодемографической ситуацией делятся на две группы: депрессивные и отсталые. К первой группе относятся старопромышленные воеводства Южной и Центральной Польши, к отсталым — главным образом воеводства Восточной Польши. Снижение численности населения в Восточной Польше приобретает повсеместный характер, по итогам переписи 2021 г. более или менее благополучными в демографическом отношении являются лишь главные города этих воеводств и примыкающие к ним территории. Столь неблагоприятное развитие событий во многом объясняется тем, что нынешнее правительство Польши сознательно сворачивает любое, в том числе приграничное, взаимодействие с Россией и Белоруссией, но для самой Польши это создает больше проблем, чем для ее восточных соседей. При сохранении существующих тенденций восточные воеводства — главная опора находящихся у власти правых консерваторов — могут очень быстро не только терять население, но и снижать уровень социально-экономического развития.

Скачать статью