Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Переосмысление роли городов в современной экономике
Страницы 21-35

Пространственная диффузия азиатских прямых инвестиций в североевропейских странах Европейского союза

DOI:
10.5922/2079-8555-2021-4-2

Ключевые слова

Аннотация

Первые работы о закономерностях распространения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в пространстве появились еще в 1970—1990-х годах. С тех пор многие их положения неоднократно подвергались критике как устаревшие и не соответствующие эмпирическому материалу современного этапа глобализации. Вместе с тем и раньше только примерами «новичков» интернационализации было возможно иллюстрировать, например, выраженную поэтапность в экспансии транснациональных компаний или доминирующее у них стремление закрепиться сначала в крупнейших экономических центрах, поскольку важную роль играл фактор постепенно растущей информированности потенциальных инвесторов. Целью данной статьи было показать сохранение закономерностей пространственной экспансии прямых иностранных инвесторов, сопряженных с существующей иерархией городов, на примере азиатских компаний в странах Балтии, Финляндии, Швеции и Дании (на фоне западноевропейских инвесторов выступающих в качестве «новичков» интернационализации, причем не подверженных влиянию «эффекта соседства»). В целом нами была подтверждена иерархически-волновая модель диффузии прямых иностранных инвестиций с доминированием столичных городских агломераций. Однако было также установлено, что доминирование в современных условиях в развитых странах слияний и поглощений как формы прямых капиталовложений приводит не только к искажению географического рисунка сетей дочерних предприятий компании-инвестора, но и к стремлению фирмы продать провинциальные заводы, а головные офисы перенести ближе к столицам. Таким образом, происходит «упрощение» бизнес-структур, соответствующее более ранним стадиям пространственной диффузии прямых иностранных инвестиций той или иной фирмы.


1. Гурова И. П. Региональное распределение прямых иностранных инвестиций в российской экономике // Регион: экономика и социология. 2019. № 3. С. 216—239. doi: 10.15372/REG20190309.

2. Кузнецова О. В. Роль иностранного капитала в экономике российских регионов: возможности оценки и межрегиональных различий // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 59—70.

3. Растворцева С. Н., Терновский Д. С. Факторы концентрации экономической активности в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2. С. 153—170. doi: 10.15838/esc.2016.2.44.9.

4. Кузнецов А. В. Особенности анализа географии зарубежных инвестиций транснациональных корпораций // Балтийский регион. 2016. T. 8, № 3. C. 30—44. doi: 10/5922/2074-9848-2016-3-2.

5. Hotelling H. Stability in Competition // The Economic Journal. 1929. Vol. 39, № 153. P. 41—57.

6. Vernon R. The Harvard Multinational Enterprise Project in historical perspective // Transnational Corporations. 1999. Vol. 8, № 2. P. 35—49.

7. Vaupel J. W., Curhan J. P. The Making of Multinational Enterprise: A Sourcebook of Tables Based on a Study of 187 Major U. S. Manufacturing Corporations. Boston, 1969.

8. Davidson W. H. The Location of Foreign Direct Investment Activity: Country Characteristics and Experience Effects // Journal of International Business Studies. 1980. Vol. 11, № 2. P. 9—22.

9. Кузнецов А. В. Германия: современные особенности географии прямых зарубежных инвестиций // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1999. Вып. 14. С. 69—81 URL: http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/Voprosy%20zarubejki%2014.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

10. Johanson J., Vahlne J.-E. The Internationalization Process of the Firm — A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies. 1977. Vol. 8, № 1. P. 23—32.

11. Håkanson L. Towards a Theory of Location and Corporate Growth // Spatial analysis, industry and the industrial environment / ed. by F.E.I. Hamilton, G.J.R. Linge. Chichester ; N.Y., 1979. P. 115—138.

12. Rennie M. Born Global // McKinsey Quarterly. 1993. Vol. 4, Autumn. P. 45—52.

13. Oviatt B. M., McDougall P. Ph. Toward a Theory of International New Ventures // Journal of International Business Studies. 1994. Vol. 25, № 1. P. 45—64.

14. Øyna S., Alon I. A Review of Born Globals // International Studies of Management & Organization. 2018. Vol. 48, № 2. P. 157—180. doi: 10.1080/00208825.2018.1443737.

15. Deng Z., “Bryan” Jean R.-J., Sinkovics R. R. Rapid expansion of international new ventures across institutional distance // Journal of International Business Studies. 2018. Vol. 49, iss. 8. P. 1010—1032. doi: 10.1057/s41267-017-0108-6.

16. Johanson J., Vahlne J.-E. The Uppsala internationalization process model revisited: From liability of foreignness to liability of outsidership // Journal of International Business Studies. 2009. Vol. 40, iss. 9. P. 1411—1431.

17. Håkanson L., Kappen P. The ‘Casino Model’ of Internationalization: An Alternative Uppsala Paradigm // Journal of International Business Studies. 2017. Vol. 48, iss. 9. P. 1103—1113. doi: 10.1057/s41267-017-0113-9.

18. Schlunze R. D. Spatial Diffusion of Japanese Firms in West Germany and West Berlin from 1955 to 1989 // Geographical Review of Japan. Series B. 1992. Vol. 65, № 1. P. 32—56.

19. Кузнецов А. В. Территориальное развитие фирм как причина межрегиональных различий в интенсивности внешнеэкономических связей // Научные труды Института экономики переходного периода. ٢٠٠٢. № 38Р. С. 8—44 URL: https://www.iep.ru/files/text/working_papers/38.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

20. Multinationals from Developing Countries / еd. by K. Kumar, M.G. McLeod. Lexington (MA) ; Toronto, 1981.

21. The rise of transnational corporations from emerging markets: threat or opportunity? / ed. by K. P. Sauvant. Cheltenham ; Northampton (MA), 2008.

22. García-Lillo F., Claver E., Marco-Lajara B. et al. MNEs from emerging markets: a review of the current literature through "bibliographic coupling" and social network analysis // International Journal of Emerging Markets. 2021. Vol. 16, № 8. P. 1912—1942. doi: 10.1108/IJOEM-03-2019-0170.

23. Buckley P. J. et al. Foreign Direct Investment, China and the World Economy. Chippenham ; Eastbourne, 2010.

24. Kim J.-Y. The Evolution of South Korean outward FDI: Internationalisation Strategies, FDI motives, and Location Choice. PhD Thesis. Warwick, 2017. URL: http://wrap.warwick.ac.uk/98021/1/WRAP_Theses_Kim_2017.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

25. Saikia M. Location Determinants of Indian Multinationals: A Multilevel Analysis // Global Business Review. 2020. Vol. 21, iss. 5. P. 1200—1217. doi: 10.1177/0972150919857014.

26. Stallkamp M., Pinkham B. C., Schotter A. P.J., Buchel O. Core or periphery? The effects of country-of-origin agglomerations on the within-country expansion of MNEs // Journal of International Business Studies. 2018. Vol. 49, iss. 8. P. 942—996. doi: 10.1057/s41267-016-0060-x.

27. Kaartemo V. The Motives of Chinese Foreign Investments in the Baltic Sea Region // Electronic Publications of Pan-European Institute. 2007. № 7. URL: https://www.utu.fi/sites/default/files/media/Kaartemo_72007.pdf (дата обращения: ١٦.٠٧.٢٠٢١).

28. Kalendienė J., Pukelienė V., Dapkus M. Chapter 4: Nordic-Baltic Countries and China: Trends in Trade and Investment // The New Silk Road: China Meets Europe in the Baltic Sea Region / ed. by J.-P. Larçon. Singapore, 2017. P. 77—103. doi: 10.1142/9789813221819_0004.

29. World Investment Report 2021: Investing in Sustainable Recovery. Geneva, 2021.

30. MNEs from Emerging Markets: New Players in the World FDI Market / ed. by K. P. Sauvant, V. P. Govitrikar, K. Davies. N.Y., 2011. URL: https://ccsi.columbia.edu/sites/default/files/content/docs/publications/EMGP_-_eBook_PDF_2_11.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

Ключевые слова
Аннотация
Статья