Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Экономика / Economics
Страницы 51-72

Сценарное моделирование отдель­ных направлений обеспечения роста экономической эффективности региональ­ного транспортного комплекса российского эксклава на Балтике

DOI:
10.5922/2079-8555-2019-2-4

Ключевые слова

Аннотация

Реализация имеющегося высокого транс­портно-логистического потенциала Калинин­градской области ограничена сегодня дей­ствием ряда лимитирующих факторов. Дан­ная проблема, обозначаемая авторами как «эффект транспортного тупика» (transport deadlocks), определяет и низкую вовлечен­ность транспорта в региональную экономи­ку. Это проявляется на уровне формирования валовой добавленной стоимости региона, где участие и вклад транспорта ниже потенци­ально возможного, исходя из его ключевой роли в экономике Калининградской области. Поэтому данное исследование обращено к оценке отдельных направлений обеспечения роста экономической эффективности транс­портного комплекса региона, системно про­яв­ляющихся на уровне изменения такого ин­те­грального показателя, как добавленная стоимость. Рассматривается преобладаю­щее влияние на экономическую эффектив­ность, которое оказывают помимо прочих структура перевозимых грузов и особенности перераспределения добавленной стоимости в пользу региональных участников в процессе организации транспортировки. С использова­нием авторской имитационной модели и раз­работанной информационно-аналитической системы «СОТТКО» проводится сценирова­ние и оценка изменения добавленной стоимо­сти на примере отдельных категорий грузов, соответствующих промежуточным, инве­стиционным и потребительским товарам, согласно общепринятой Международной клас­сификации по широким экономическим категориям (МКТ ШЭК-4). Результаты рас­четов показывают, что потенциал увеличе­ния добавленной стоимости и связанный с этим рост экономической эффективности транспортного комплекса региона обусловлен переориентацией на перевозку инвестицион­ных и потребительских товаров. При этом наибольший эффект достигается по желез­но­дорожному и автомобильному видам транс­порта. Для морского транспорта пре­об­ла­да­ющее значение сохраняет рост физи­ческого объ­ема перерабатываемых грузов. Результа­ты исследования и использованные инстру­мен­ты моделирования применимы к другим ре­гионам как для анализа актуальной ситуа­ции и оценки эффективности транспортного комплекса, так и для выявления условий роста отрасли, в частности при разработке проектов и предложений по интенсифи­кации транспортных услуг.

Ключевые слова
Аннотация