Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Общество

Репутация и статус в стратегической культуре Дании

Аннотация

Статья ставит целью оценить значение статуса и союзнической репутации для стратегической культуры Дании. Среди датских ученых-международников сложилось устойчивое представление о том, что одним из ключевых мотивов использования вооруженной силы в датской внешней политике выступало стремление сформировать особые отношения с США и добиться неформального статуса привилегированного союзника, который бы подтвердил гарантии национальной безопасности Дании, предоставил стране особую роль в принятии решений и формировании повестки дня в рамках НАТО, ЕС и в трансатлантическом сотрудничестве. В рамках исследования проведен анализ стратегий внешней политики Дании за 2017—2018, 2019—2020, 2022 и 2023 гг. с целью проверить, насколько представления экспертов находят отражение в тексте концептуальных документов. Анализ подтвердил тенденции «супертатлантизма» в современной стратегической культуре Дании и выявил его тесную связь с представлением о США как гаранте либерального миропорядка и связанных с ним многосторонних институтов. Датский внешнеполитический милитаризованный ценностный активизм в постбиполярную эпоху тем самым имеет не только прагматический, но и идеологический характер, так как направлен на продвижение либеральных ценностей, демократии и прав человека в условиях американского лидерства. В заключение делается вывод о том, что изучение категории статуса в рамках стратегической культуры может дополнить объяснения формирования сообществ безопасности, стратегий союзничества и динамики отношений внутри различных типов альянсов.

Скачать статью

Стратегии просвещения и пропаганды в медиадискурсе негосударственных СМИ Германии в период пандемии COVID-19

Аннотация

Цель представляемого исследования — анализ стратегий, поддерживающих биополитические практики правительства по сохранению здоровья и жизни населения, и средств их реализации в дискурсе негосударственных СМИ Германии во время пандемии COVID-19. Предполагается, что негосударственные медиа использовали разные стратегии, направленные на достижение общих биополитических задач, а также соблюдали определенный баланс между пропагандой и просвещением. Для проверки гипотез используется сравнительный анализ немецких медиа, публикующих материалы о пандемии в течение четырех «волн» (январь 2020 — март 2022). Всего было проанализировано 54 515 текстов немецких СМИ («Süddeutsche Zeitung», «Die Zeit», «Die Tageszeitung»). Методологическая основа исследования — модель пропаганды Хермана-Хомского, а также понимание пропаганды, предложенное Ж.Эллюлем. Результаты показывают, что негосударственные СМИ прибегают к разным стратегиям информирования населения в соответствии с фильтрами модели Хермана-Хомского. Все СМИ в той или иной степени соблюдают баланс между пропагандой и просвещением и поддерживают правительственную биополитическую программу, ориентируясь на собственные интересы. В целом можно заключить, что выбранная негосударственными СМИ стратегия вызвала доверие у населения, побудив общественность соблюдать вводимые ограничения и меры, что соответствовало биополитической повестке государства.

Скачать статью

Роль искусственного интеллекта в повышении предпринимательского потенциала студентов стран Балтии

Аннотация

Рассмотрено повышение роли искусственного интеллекта в подготовке новых молодых предпринимателей, особенно из числа студенчества, в условиях быстрого и действенного вхождения технологий искусственного интеллекта в экономическую и не только сферы жизнедеятельности общества. Цель статьи — выявить уровень значимости концепции предпринимательского потенциала, а также роль искусственного интеллекта в повышении предпринимательского потенциала студентов стран Балтии. Авторы используют в работе методы сравнительного анализа, аналогии, обобщения, классификации, структурно-функциональный и др. Все они объединены в рамках междисциплинарного подхода к исследованию заявленной темы. В результате сравнительного анализа изучения предпринимательства с использованием искусственного интеллекта у студентов в странах Балтии выявлены преимущества и слабые позиции концепции предпринимательского потенциала с учетом фактора универсальной мобильности в современном мире. Последний характеризуется быстрой и динамичной сменой технологий, рынков и бизнес-моделей. На примерах основных вузов стран Балтии установлено, что знания, навыки и умения работы с машинами/алгоритмами с элементами искусственного интеллекта стали важнейшим элементом повышения предпринимательского потенциала студентов Латвии, Литвы, Эстонии. Этому уделяется внимание вузов в сотрудничестве с предпринимательским сообществом, различными государственными и региональными структурами, оказывающими разнообразную помощь деловой учащейся молодежи. В заключительной части статьи рассматриваются вопросы, решение которых требует более активного и новаторского участия ученых, других заинтересованных лиц в деятельности по дальнейшему повышению роли студенческой молодежи в развитии экономики своих стран и регионов.

Скачать статью