Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Экономика

Влияние продовольственного эмбарго на потребительские предпочтения и трансграничные практики населения Калининградской области

Аннотация

Изучение продовольственного рынка российских регионов в условиях действия продовольственного эмбарго 2014 г. представляет широкий научный интерес для установления рисков продовольственной безопасности и возможностей их преодоления. Калининградская область, являясь эксклавным регионом России, наиболее остро из всех регионов страны отреагировала на введенные ограничения ввиду высокой зависимости продовольственного рынка от импорта готовой продукции и сырья из других стран или транзита через территории третьих стран из России. Целью настоящей статьи стала оценка трансформации потребительских предпочтений жителей Калининградской области в 2014—2021 гг. под влиянием введения продовольственного эмбарго. В круг научных вопросов также вошел анализ изменения трансграничной мобильности калининградцев, связанной с покупками продовольствия в соседних странах. Основным методом исследования стал социологической опрос, проведенный в сентябре 2021 г. с охватом 1019 респондентов. Дополнительно был осуществлен сравнительный анализ средних цен на продукты питания в регионе и соседних странах в 2012—2019 гг. на основе доступных статистических данных Калининградстата и национальных служб статистики в Польше и Литве. Были систематизированы способы приобретения продовольствия, попавшего под эмбарго, посредством контент-анализа социальных сетей, сервисов объявлений и совместных закупок, сайтов туристических агентств, региональных новостных порталов, страниц блогеров. В ходе исследования установлено, что одним из самых важных изменений на региональном рынке продовольствия стал рост цен на товарные группы, попавшие под запрет ввоза. Это привело к значительному увеличению доли калининградских и белорусских производителей в потребительской корзине местных жителей, на фоне роста объема и ассортимента продукции, появления новых производителей. В то же время высокая обусловленность приобретения «санкционных» товаров причинами нематериального характера (качество, собственные вкусовые предпочтения) определила сохраняющуюся приверженность местных жителей «старым» стратегиям даже в условиях значительных ограничений.

Скачать статью

Динамический анализ среды функционирования в оценке эффективности научно-исследовательского сектора российских регионов

Аннотация

Анализ среды функционирования является одним из широко распространенных непараметрических методов сравнительной оценки эффективности. Среди многочисленных модификаций метода в последнее время основное внимание исследователей уделяется динамическим вариантам данного анализа. В настоящей статье мы используем динамический анализ для оценки эффективности научно-исследовательского сектора российских регионов. В качестве традиционных переменных входа используются численность научно-исследовательского персонала и затраты на исследования и разработки, а в качестве переменных выхода — публикационная и патентная активность. Для оценки динамики изменения показателей рассматривается достаточно длительный период с 2009 по 2020 г. Особенностью предлагаемой оценки является использование показателя качества публикационной активности как «переходящей» переменной (carry-over variable) наряду с накопленными затратами на исследования и разработки. В статье проводится сравнение результатов с более ранними оценками научно-технологической сферы российских регионов на основе анализа среды функционирования. Показано, что предлагаемая методика является полезным методом ранжирования, который дополняет имеющиеся оценки научно-технического потенциала регионов с точки зрения эффективности. Осуждаются перспективы и ограничения использования метода для оценки и прогнозирования научно-технологического облика регионов.

Скачать статью

Анализ эффективности функционирования морских портов Балтийского бассейна России

Аннотация

Представлен комплексный анализ эффективности работы портов Балтийского бассейна Российской Федерации, основанный на учете многих аспектов деятельности. В частности, предложены экономические показатели, учтены вопросы инвестиционного планирования и управления. Особое внимание уделено целям и задачам устойчивого развития морского порта как значимого элемента транспортно-логистической системы. Цель настоящего исследования — разработка системного подхода к изучению эффективности функционирования морского порта по многим критериям. Результаты анализа по предложенной методологии предполагают возможность учета критериев для различных уровней управления портом, что позволяет говорить о высокой прикладной значимости проведенного исследования. Актуальность изучаемого вопроса подчеркивается отсутствием известных авторам источников, где предлагается методология комплексного изучения и анализа порта с позиции менеджмента, логистики и микроэкономики, позволяющей учесть экологические аспекты, инновационные решения в управлении портовой инфраструктурой на основе системного подхода. В статье представлен авторский подход к интерпретации статистических данных работы портов Балтийского бассейна России, а также результаты эмпирических исследований по вопросам устойчивого развития транспортно-логистических систем. Полученные результаты позволяют провести многомерный анализ деятельности морского порта и сформировать систему анализа и оценки эффективности, что является значимым аспектом процесса управления. Практическое применение предложенного подхода подчеркивается наличием методологической схемы и алгоритма по осуществлению анализа для различных категорий менеджеров, позволяя использовать его в качестве стратегического инструмента управления региональной экономической политики в сфере логистики и транспорта.

Скачать статью