Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Геоэкономика // Geoeconomics
Страницы 108-124

Территориальная структура паромного сообщения в акватории Балтийского моря

DOI:
10.5922/2079-8555-2021-3-6

Ключевые слова

Аннотация

Паромное сообщение — система транспортного сообщения между участками суши, разъединенными водными преградами (акваториями), объединяющая их посредством специальных судов-паромов, курсирующих по фиксированным маршрутам. Паромная переправа часто служит единственным связующим звеном между каким-либо островом и основной территорией государства, что часто встречается, в том числе и в Балтийском море (например, паромное сообщение с островом Сааремаа). Паромное сообщение в Балтийском регионе имеет системообразующую функцию, создавая непрерывные потоки грузов и пассажиров между разными частями суши через море. Цель исследования — выявить особенности территориальной структуры морского паромного сообщения в акватории Балтийского моря. Для этого составлена база статистических данных о паромных перевозках в этом регионе по 101 линии. По авторской методике рассчитаны размеры потоков пассажиров и автомобилей по каждой из них. Предложенная методика может использоваться для анализа территориальной структуры паромного сообщения и оценки размеров паромных потоков в других регионах мира. На долю балтийских паромных перевозок приходится более половины всех европейских паромных потоков автомобилей и пассажиров. Для Балтики характерны нетипичные для паромов перевозки на дальние расстояния, обеспечивающие экспорт продукции деревообрабатывающей промышленности. Главный поставщик грузов в регионе — Швеция.


1. Dunlop G. The European ferry industry — challenges and changes // International Journal of Transport Management. 2002. Vol. 10, № 1. P. 115—116.

2. Uriasz J. Baltic ferry transport // Communications in Computer and Information Science. 2010. № 104. P. 160—167.

3. Yercan F. Ferry Services in Europe. N.Y., 2018.

4. Odeck J., Høyem H. The impact of competitive tendering on operational costs and market concentration in public transport: The Norwegian car ferry services // Research in Transportation Economics. 2020. № 7. art. 100883. doi: https://doi.org/10.1016/j.retrec.2020.100883.

5. Laird J. J. Valuing the quality of strategic ferry services to remote communities // Research in Transportation Business and Management. 2012. № 10. P. 97—13.

6. Tørset T. Waiting time for ferry services: Empirical evidence from Norway// Case Studies on Transport Policy. 2019. Vol. 7, № 3. P. 667—676.

7. Wang David Z. W., Lo Hong K. Multi-fleet ferry service network design with passenger preferences for differential services // Transportation Research Part B: Methodological. 2008. 9. № 42. P. 798—822.

8. Rehmatulla N., Smitha T., Tibbles L. The relationship between EU’s public procurement policies and energy efficiency of ferries in the EU // Marine Policy. 2017. Vol. 1, № 75. P. 278—289.

9. Gagatsia E., Estrup T., Halatsisa A. Exploring the Potentials of Electrical Waterborne Transport in Europe: The E-ferry Concept // Transportation Research Procedia. 2016. № 14. P. 1571—1580. doi: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.122.

10. Lo H. K., An K. Ferry service network design under demand uncertainty // Transportation Research. Part E: Logistics and Transportation Review. 2013. Vol. 11, № 59. P. 48—70. doi: https://doi.org/10.1016/j.tre.2013.08.004.

11. Baird A. J. A comparative study of the ferry industry in Japan and the UK // Transport Reviews. 1999. Vol. 19, № 1. P. 33—55.

12. Christophervon S-S. Internationell fӓrjetrafic på Östersjön // Sven. geogr. årsb. Årg. Lund. 1973. Vol. 49. P. 78—94.

13. Škurića M., Maraš V., Davidović T., Radonjić A. Optimal allocating and sizing of passenger ferry fleet in maritime transport // Research in Transportation Economics. 2020. № 8, art. 100868. doi: https://doi.org/10.1016/j.retrec.2020.100868.

14. Maiorov N., Fetisov V., Krile S., Miskovic D. Forecasting of the route network of ferry and cruise lines based on simulation and intelligent transport systems // Transport Problems. 2019. Vol. 14, № 2. P. 111—121. doi: https://doi.org/10.20858/tp.2019.14.2.10.

15. Мякиненков В. М. Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования // Балтийский регион. 2013. № 1 (15). C. 99—113. doi: 10.5922/2074-9848-2013-1-7.

16. Гуменюк И. С., Мельник Д. А. Транснациональная территориальная транспортная система Балтийского региона // Балтийский регион. 2012. № 1 (11). C. 90—97. doi: 10.5922/2074-9848-2012-1-8.

17. Пустошный А. В., Мое В. Перспективы развития высокоскоростного водного транс­порта Мьянмы // Морской вестник. 2016. Т. 9, № 3. C. 92—94.

18. Baird A. J. A Scottish east coast European ferry service: review of the issues // Journal of Transport Geography. 1997. Vol. 5, № 41. P. 291—302.

19. Backer H., Frias M. Planning the Bothnian sea // Plan Bothnia. Helsinki, 2012.

20. Corlay G-P. Les ports de pêche danois // Pêche mar. 1982. Vol. 61, № 1253. P. 433—442.

21. Flieger W. Mit dem Auto über die Ostsee // George, heute. 1990. Vol. 11, № 80. P. 23—24, 29—31.

22. Батурова Г. В. Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-
экономического развития приморских территорий // Стратегическое планирование в регионах и городах России : доклады участников IX общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». СПб., 2011. C. 115—119.

23. Горкин А. П. Социально-экономическая география: понятия и термины. Смоленск, 2013.

24. Гуменюк И. С., Орлов С. В., Калининградская область как территория потенциального формирования транспортного кластера Приморского региона // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 121—131. doi: 10.5922/2074-9848-2014-3-9.

25. Пустошный А. В. Перспективы высокоскоростного водного транспорта в России // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84, № 1. С. 3—10.

26. Gee K., Kannen A., Heinrichs B. Towards a common spatial vision: Implications of the international and national policy context for Baltic Sea space and MSP // BaltSeaPlan. Report 8. Geesthacht, 2011.

27. Geuckler M. Die Verkehrsinfrastruktur in der Region Südliche Ostsee // Bundesbahn. 1991. Vol. 67, № 3. P. 302.

28. Jahrb A. Die feste Verbindung über den Øresund // Wirtsch. Ostseeraum, 1968. S. 72—76.

29. Knudsen A. Hirtshals havn — nyt vestbassin // Beton-teknik. 1961. Vol. 27, № 4. P. 139—148.

30. Koch M. Der Fӓhrverkehr Skandinavien-BDR, DDR und Polen // HANSA. 1980. Vol. 117, № 10. P. 705—708.

31. Rasmussen H. Prospects for 1979 by the Mayor of Esbjerg // Ports and Harbors. 1979. Vol. 24, № 3. P. 36.

32. Syafruddin C. Assessing Service Quality of Passenger Ferry Services in Sabang Zone// European Journal of Business and Management. 2016. Vol. 9, № 5. P. 22—34.

33. Westerholm J. The development of a national port system — Denmark // Fennia. 1986. Vol. 164, № 2. P. 211—290.

Ключевые слова
Аннотация
Статья