Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Балтийский регион и устойчивое развитие / Sustainable development of the Baltic Sea Region
Страницы 27-51

Статистический анализ туристических потоков между Украиной и странами региона Балтийского моря в 2012—2019 годах

DOI:
10.5922/2079-8555-2021-2-2

Ключевые слова

Аннотация

Исследуются особенности и тенденции изменений объемов въездных и выездных туристических потоков между Украиной и странами региона Балтийского моря (РБМ) в 2012—2019 годах. Авторы изучают преобладающие туристические потоки (въездные или выездные в/из Украины), а также влияние введения режима безвизового въезда в Шенгенскую зону на количество украинцев, посетивших регион Балтийского моря. В исследовании использовались два источника данных: о количестве иностранных граждан, посетивших Украину, и украинцев, выехавших за границу, собранные Государственной пограничной службой Украины, а также данные Индекса конкурентоспособности сферы путешествий и туризма Всемирного экономического форума. Для достижения цели исследования применялись статистические методы анализа структурных сдвигов, рядов динамики и графическая визуализация. Полученные результаты показывают, что уровень украинского выездного туризма демонстрировал стабильный рост, при этом безвизовый въезд в Шенгенскую зону не оказал статистически значимого влияния на количество выезжающих из Украины туристов в страны РБМ. Поток выездного туризма преобладал над въездным. Более того, после 2013 года произошло резкое снижение количества въезжающих туристов в Украину вследствие социально-политической ситуации в стране. Анализ также выявил значительные изменения в структуре потоков въездного и выездного туризма. Пандемия COVID-19 рассматривается как мощный фактор, влияющий на текущее состояние и перспективы туристической индустрии.


1. Song H., Li G., Cao Z. Tourism and Economic Globalization: An Emerging Research Agenda // Journal of Travel Research. 2018. Vol. 57, № 8. P. 999—1011. https://doi.org/10.1177/0047287517734943.

2. Javid E., Katircioglu S. The globalization indicators-tourism development nexus: a dynamic panel-data analysis //Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2017. Vol. 22, № 11. P. 1194—1205. https://doi. org/10.1080/10941665.2017.1378240.

3. Chung N., Han H., Joun Y. Tourists’ intention to visit a destination: The role of augmented reality (AR) application for a heritage site // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 50. P.  588—599. https://doi. org/10.1016/j. chb.2015.02.068.3.

4. Chung N., Lee H., Kim J-Y., Koo C. The Role of Augmented Reality for Experience-Influenced Environments: The Case of Cultural Heritage Tourism in Korea // Journal of Travel Research. 2018. Vol. 57, № 5. P. 627—643. https://doi.org/10.1177/0047287517708255.4.

5. Trunfio M., Campana S. A visitors’ experience model for mixed reality in the museum // Current Issues in Tourism. 2020. Vol. 23. № 9. P. 1053—1058. https://doi.org/10.1080/13683500.2019.1586847.5.

6. Guttentag D. A. Virtual reality: Applications and implications for tourism // Tourism Management. 2010. Vol. 31, № 5. P. 637—651. https://doi. org/10.1016/j. tourman.2009.07.003.

7. Navío-Marco J., Ruiz-Gómez L.M., Sevilla-Sevilla C. Internet and Consumer behaviour in Travel and Tourism: A European Cross-National Analysis // Journal of Reviews on Global Economics. 2018. Vol. 7. P. 186—194. https://doi.org/10.6000/1929-7092.2018.07.17.7.

8. Herdin T., Egger R. Beyond the Digital Divide: Tourism, ICTs and Culture — a highly promising alliance // International Journal of Digital Culture and Electronic Tourism. 2018. Vol. 2, № 4. P. 322—336. https://doi.org/10.1504/IJDCET.2018.092182.

9. Nayyar A., Mahapatra B., Nhuong Le D., Suseendran G. Virtual reality (VR) & augmented reality (AR) technologies for tourism and hospitality industry // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7, № 2.21. P. 156—160. https://doi.org/10.14419/ijet.v7i2.21.11858.

10. Thees H., Erschbamer G., Pechlaner H. The application of blockchain in tourism: use cases in the tourism value system // European Journal of Tourism Research. 2020. Vol. 26. URL: https://ejtr.vumk.eu/index. php/about/article/view/1933 (дата обращения: 31.08.2020).

11. Magalhaes A. L., Andreoni B., Santos E. J., dos Cristina Y. The economy of sustainable tourism // International Journal of Environment and Sustainable Development. 2014. Vol. 13, № 4. P. 395—407. https://doi. org/10.1504/IJESD.2014.064964.

12. Suhel S., Bashir A. The role of tourism toward economic growth in the local economy // Economic Journal of Emerging Markets. 2018. Vol. 10, № 1. P. 32—39. https://doi.org/10.20885/ejem.vol10.iss1.art4.

13. Du D., Lew A. A., Ng P. T. Tourism and Economic Growth // Journal of Travel Research. 2016. Vol. 55, № 4. P. 454—464, doi: 10.1177/0047287514563167.

14. Sofronov B. The Development of the Travel and Tourism Industry in the World // Annals of Spiru Haret University. Economic Series. 2018. Vol. 18, № 4. P. 123—137. doi: https://doi.org/10.26458/1848.

15. Kropinova E. G. Tourism and the Sustainable Development of the Baltic Sea Region // Leal Filho W., Azul A., Brandli L. [et al.]. (eds.). Decent Work and Economic Growth. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. Springer, Cham., 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-319-71058-7_84-1.

16. Studzieniecki T., Jakubowski A., Meyer B. Transnational tourist destination management: a case study of the Baltic Sea Region // Baltiс Region. 2020. Vol. 12, № 3. P. 127—146. https://doi. org/10.5922/2078-8555-2020-3-8.

17. Gorina G., Barabanova V. Marketing aspects of developing tourism services market in Ukraine & the Baltic countries // Baltic Journal of Economic Studies. 2019. Vol. 5, № 1. P. 39—47. https://doi. org/10.30525/2256-0742/2019-5-1-39-47.

18. Zaitseva N. A., Kropinova E. G. Problems and Prospects of Cross-Border Cooperation in Tourism between Russia and Europe // Baltic region. 2016. Vol. 8, № 3. P.  98—108. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2016-3-8.

19. Зайцева Н. А., Корнеевец В. С., Кропинова Е. Г. и др. Влияние приграничных передвижений и обменов на диверсификацию экономики регионов трансграничного сотрудничества (на примере российско-польского приграничья) // Региональные исследования. 2016. № 3. С. 94—101.

20. Kropinova E. G. Cooperation between Russia and the EU in the field of innovative development of tourism: the case of the Lithuania — Poland — Russia cross-border cooperation programme // Baltic region. 2013. № 4. P. 48—57. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2013-4-5.

21. Rakhmanov A. B. Tourism and the structure of attractiveness of the Baltic region met­ropolises // Baltic region. 2019. Vol. 11, № 2. P. 73—93. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-2-5.

22. Slyvenko V. A. Influence of European integration processes on Baltic countries tourism market development // The Bulletin of the Dnipropetrovsk University. Series: Management of Innovations. 2014. № 3. P. 93—99. https://doi.org/10.15421/191414.

23. Korsak R. V., Furtiy V. V. The history of tourism in the Baltics (Estonia, Latvia, Lithuania) // Hilea: scientific journal. 2017. Vol. 118. P. 159—163.

24. Chyr N., Zhukov S. Economic analyses of tourism industry in the Baltic region (on the example of Estonia) // Economic forum. 2015. № 4. P. 107—118.

25. Freude T. Ecotourism and Sustainable Development // Leal Filho W., Azul A., Brandli L. [et al.]. (eds.). Decent Work and Economic Growth. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. Springer, Cham, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-319-71058-7_28-1.

26. Dodds R., Butler, R.W. (eds.). Overtourism: Issues, Realities and Solutions. Berlin, 2019. https://doi. org/10.1515/9783110607369.

27. Bouchon F., Rauscher M. Cities and tourism, a love and hate story; towards a conceptual framework for urban overtourism management // International Journal of Tourism Cities. 2019. Vol. 5, № 4. P. 598—619. https://doi.org/10.1108/IJTC‐06‐2019‐0080.

28. Gonzalez V. M., Coromina L., Galí N. Overtourism: Residents’ perceptions of tourism impact as an indicator of resident social carrying capacity — Case study of a Spanish heritage town // Tourism Review. 2018. Vol. 73, № 3. P. 277—296. https://doi. org/10.1108/TR-08-2017-0138.

29. Amore A., Falk M. Adie B. A. One visitor too many: assessing the degree of overtourism in established European urban destinations // International Journal of Tourism Cities. 2020. Vol. 6, № 1. P. 117—137. https://doi. org/10.1108/IJTC-09-2019-0152.

30. Geneidy S. E., Baumeister S. The Carbon Footprint of Volunteer Tourism // European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation. 2019. Vol. 9, № 2. P. 15—25. https://doi. org/10.2478/ejthr-2019-0010.

31. Lenzen, M., Sun, Y., Faturay, F. et al. The carbon footprint of global tourism // Nature Climate Change. 2018. Vol. 8, № 6. P. 522—528. https://doi.org/10.1038/s41558-018-0141-x.

32. Gössling S., Higham J. The Low-Carbon Imperative: Destination Management under Urgent Climate Change // Journal of Travel Research. 2020. URL: https://journals.sagepub. com/doi/pdf/10.1177/0047287520933679 (дата обращения: 30.08.2020).

33. Camilleri M. Advancing the sustainable tourism agenda through strategic CSR perspectives // Tourism Planning & Development. 2014. Vol. 11, № 1. P. 42—56. https://doi.org/10.1080/21568316.2013.839470.

34. Camilleri M. A. Responsible tourism that creates shared value among stakeholders // Tourism Planning & Development. 2016. Vol. 13, № 2. P. 219—235. https://doi.org/10.1080/21568316.2015.1074100.

35. Garay L., Font X. Doing good to do well? Corporate social responsibility reasons, practices and impacts in small and medium accommodation enterprises // International Journal of Hospitality Management. 2012. Vol. 31, № 2. P. 329—337. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2011.04.013.35.

36. Coles T., Fenclova E. Dinan C. Tourism and corporate social responsibility: A critical review and research agenda // Tourism Management Perspectives. 2013. Vol. 6. P. 122—141. https://doi.org/10.1016/j. tmp.2013.02.001.

37. Paskova M., Zelenka J. How crucial is the social responsibility for tourism sustainability? // Social Responsibility Journal. 2019. Vol. 15, № 4. P. 534—552. https://doi.org/10.1108/SRJ-03-2018-0057.

38. Oxenswärdh A. Collective Learning towards Sustainable Tourism // Studia Periegetica. 2017. Vol. 2, № 2, P. 25—37.

39. Buckley R. Pandemic Travel Restrictions Provide a Test of Net Ecological Effects of Ecotourism and New Research Opportunities // Journal of Travel Research. 2020. https://doi.org/10.1177/0047287520947812.39.

40. Jamal T., Budke C. Tourism in a world with pandemics: local-global responsibility and action // Journal of tourism futures. 2020. Vol. 6, № 2. P. 181—188. https://doi.org/10.1108/JTF-02-2020-0014.

41. Gössling S., Scott D., Hall C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. 2020. https://doi.org/10.1080/09669582.2020.1758708.

42. Klemeshev A. P., Korneevets V. S., Palmowski Т. et al. Approaches to the Definition of the Baltic Sea Region // Baltiс Region. 2017. Vol. 9, № 4. P. 4—20. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2017-4-1.

Ключевые слова
Аннотация
Статья