Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Общество / Society
Страницы 76-91

Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии

DOI:
10.5922/2079-8555-2019-1-6

Ключевые слова

Аннотация

Статья посвящена оценке состояния образовательной ситуации и перспектив специального (коррекционного) и инклю­зивного образования обучающихся с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в странах Балтийского региона (Поль­ша, Швеция, Германия, Эстония, Латвия, Норвегия и России). Представлен SWOT-анализ развития коррекционной и инклюзивной систем образования детей с ОВЗ в разных странах, его сильные и сла­бые стороны, риски, угрозы и возмож­ные перспективы в ракурсе политических, экономических и техно­логических аспек­тов. Трактовка инклюзивного образова­ния выведена авторами статьи за рамки проблемы обучения детей с инвалидно­стью, рассматриваются политические, экономические, социальные и технологи­ческие аспекты внешней среды, которые влияют на образовательную ситуацию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование рассматривается в русле документов Европейского агентства по особым пот­ребностям и инклюзивному образованию как актив института образования, кото­рый способствует подготовке и адап­тации всех обучающихся к жизне­дея­тельности в сложных поликультурных и интегрированных обществах на основе обес­печения прав, свободы, толерант­ности и отсутствия дискриминации ин­валидов. Анализ тенденций инклюзивного образования основывается на оценке це­лей и задач, доступности, социально-культурной и экономической целесооб­разности систем инклюзивного обра­зо­ва­ния. Показаны политические, социально-куль­турные и технологические отличия в ситуации, динамике и перспективах спе­циаль­ного (коррекционного) и инклю­зив­ного и образования в странах Балтии и России.

Ключевые слова
Аннотация