Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Вопросы социальной географии
Страницы 122-141

Страны Балтийского региона в глобальном кулинарном пространстве

DOI:
https://doi.org/10.5922/2074-9848-2017-2-7

Ключевые слова

Аннотация

Глобализация создает глобальное кулинарное пространство, в котором взаимодействуют и конкурируют кулинарные традиции различных стран мира. Автор ставит себе задачей исследование особенностей кулинарного пространства девяти стран Балтийского региона. Эмпирической основой выступает статистика количества ресторанов различных национальных кухонь в основных городах региона. В балтийском кулинарном пространстве присутствуют ведущие мировые кухни (итальянская, японская, китайская и т. д.) и национальные кухни стран региона. Ведущие мировые кухни оказываются более влиятельными, чем местные. Ряд стран Балтийского региона (Россия, Польша, Швеция, Латвия, Дания) обладают кулинарным суверенитетом, поскольку их население предпочитает национальную кухню. Вместе с тем население некоторых стран региона (Финляндии, Эстонии, Литвы) ориентировано главным образом не на свою кухню, а на ведущие мировые — итальянскую, японскую и американскую. Нестоличные балтийские города Польши и Германии, а также Санкт-Петербург обнаруживают больший уровень кулинарного патриотизма, чем столицы соответствующих государств. Предпринимается попытка объяснить особенности кулинарного пространства стран Балтийского региона. Рассматриваются природные и социально-исторические факторы как ключевые детерминанты кулинарии этих стран.


1. Веселов Ю. В. Повседневные практики питания // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 95—104.
2. Веселов Ю. В. Современная социальная система питания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 1. C. 68—82.
3. Гладкий Ю. Н., Корнекова С. Ю. Географические особенности эволюции гастрономических культур России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Естественные науки. 2015. № 1 (60). С. 80—85.
4. Носкова А. В. Питание как объект социологии и маркер социального неравенства // Вестник Института социологии. 2015. № 14. C. 49—64.
5. Рахманов А. Б. Глобальное кулинарное пространство и его эмпирическое исследование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Социология. 2016. № 4. С. 115—127.
6. Рахманов А. Б. Глобальное кулинарное пространство и гастрономические стратегии городов России // ЭКО. 2017. № 3. С. 91—103.
7. Трипадвизор. Россия. URL: http://www.tripadvisor.ru (дата обращения: 24.01.2017).
8. Aguilar-Rodríguez S. Cooking Modernity: Nutrition Policies, Class, and Gender in 1940s and 1950s Mexico City // The Americas. 2007. Vol. 64, № 2. P. 177—205.
9. Beardsworth A., Keil T. Sociology on the Menu. An invitation to the study of food and society. L. ; N. Y., 1997.
10. Ceccarini R. Pizza and Pizza Chefs in Japan: A Case of Culinary Globalization. Leiden ; Boston, 2012.
11. Coe A. Chop Suey. A Cultural History of Chinese Food in the United States. Oxford ; N. Y., 2009.
12. D’Arms J. H. The Culinary Reality of Roman Upper-Class Convivia: Integrating Texts and Images // Comparative Studies in Society and History. 2004. Vol. 46, № 3. P. 428—450.
13. Finstad T. Familiarizing Food: Frozen Food Chains, Technology, and Consumer Trust, Norway 1940—1970 // Food and Foodways: Explorations in the History and Culture of Human Nourishment. 2013. Vol. 21, № 1. Р. 22—45.
14. Fukutomi S. Bottom-up Food: Making Rāmen a Gourmet Food in Tokyo // Food and Foodways: Explorations in the History and Culture of Human Nourishment. 2014. Vol. 22, № 1—2. P. 65—89.
15. Harper D., Faccioli P. The Italian way. Food and Social Life. Chicago ; L., 2009.
16. Hollows J. The Bachelor Dinner: Masculinity, class and cooking in Playboy, 1953—1961 // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. 2010. Vol. 16, № 2. Р. 143—155.
17. Kaplan D. The Philosophy of Food. Berkeley ; Los Angeles ; L., 2012. 
18. Kearney A. T. Global Cities Index, 2014. URL: https://www.atkearney.com/research-studies/global-cities-index/2014 (дата обращения: 15.09.2015).
19. Korthals M. Before Dinner. Philosophy and Ethics of Food. Dordrecht, 2004.
20. Lee S.-P. Eating Solo: Food Practices of Older Hong Kong Chinese Migrants in England // Food and Foodways. 2015. Vol. 23, № 3. P. 210—230.
21. Luley B. P. Cooking, Class, and Colonial Transformations in Roman Mediterranean France // American Journal of Archaeology. 2014. Vol. 118, № 1. P. 33—60. 
22. Mahoney C. Health, Food and Social Inequality: Critical Perspectives on th Supply and Marketing of Food. L., 2015.
23. Mendez C. D. The Sociology of Food in Spain: European Influences in Social Analyses on Eating Habits // Comparative Sociology. 2006. Vol. 5, № 4. P. 353—380.
24. Nye J. Soft Power: The Means To Success In World Politics. N. Y., 2005.
25. Rath E. C. Food and Fantasy in Early Modern Japan. Berkely, 2010.
26. Ritzer G. Explorations in the Sociology of Consumption: Fast Food, Credit Cards and Casinos. L., 2001.
27. Roberts J. A. G. China to Chinatown. Chinese Food in the West. L., 2002.
28. Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L., 1992.
29. Turner K. L. Buying, Not Cooking // Food, Culture and Society. 2006. Vol. 9, № 1. P. 13—39.
30. Vásquez C., Chik А. “I Am Not a Foodie…”: Culinary Capital in Online Reviews of Michelin Restaurants // Food and Foodways. 2015. Vol. 23, № 4. P. 231—250.
31. Waters M. The Globalization. L. ; N. Y., 1996.
Ключевые слова
Аннотация
Статья