Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Национальная и региональная конкурентоспособность
Страницы 61-81

Внешнеэкономические аспекты практической реализации конкурентоспособности Санкт-Петербурга

DOI:
https://doi.org/10.5922/2074-9848-2017-2-4

Ключевые слова

Аннотация

Целью исследования послужила оценка перспектив реализации внешнеэкономического потенциала в повышении конкурентоспособности Санкт-Петербурга. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты конкурентоспособности региона; проведен анализ результатов внешней торговли Санкт-Петербурга за последние 10 лет; рассмотрена значимость имиджа, репутации и информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности региона на основе реализаций функций информационно-деловых центров за рубежом. Для получения авторских заключений применялись методы экспертных оценок и статистического анализа, а также авторские материалы, позволившие обобщить проблемы развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга и повышения его конкурентоспособности. В результате проведенных исследований дана авторская оценка результатов внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, определены основные направления оптимизации конкурентоспособности города. Материалы статьи имеют научную и практиxескую ценность для специалистов, занимающихся исследованием конкурентоспособности территорий, органов государственной власти субъектов федерации, а также представителей деловых кругов.


1. Anholt S. Competitive Identity. The New Brand Management for Nations. Cities and regions. L., 2007.
2. Avraham E., Ketter E. Media Strategies for marketing place in crisis improving the image of cities, countries and tourism destinations. Oxford, 2007.
3. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. URL: http://www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-Feser/ chapter3.htm (дата обращения: 01.09.2016).
4. City RepTrak-2016. URL: https://www.reputationinstitute.com/Resources/Registered/PDF-Resources/2016-City-RepTrak.aspx (дата обращения: 01.09.2016).
5. Dinnie K. City Branding. Theory and Cases. L., 2011.
6. Dinnie K. Nation Branding — concept, issues, practice. Butterworth-Heinemann, 2008.
7. Gover R., Go F. M. Place branding: glocal, virtual and physical identities, constructed, imagined and experienced. L., 2009.
8. Moilanen T., Rainisto S. How to brand nations, cities and destinations: A planning book for place branding. L., 2008.
9. Баженов Ю. Н., Никульченков К. Е. Конкурентоспособность приграничных регионов // Балтийский регион. 2009. № 2 (2). С. 42—48.
10. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Информационные деловые центры Санкт-Петербурга как механизм повышения эффективности внешнеэкономической деятельности // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 56—70. 
11. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Балтийский регион. 2012. № 1. С. 70—80.
12. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. М., 1980. Ч. 1. С. 79—86.
13. Важенин С. Г., Важенина И. С. Конкуренция, сотрудничество и доверие территорий в экономическом пространстве. Екатеринбург, 2016.
14. Важенина И. С. Имидж, репутация и бренд территории. Екатеринбург, 2013.
15. Владимирский И. Все автозаводы на карте СНГ: чем живет автопром России и ближнего зарубежья? // АвтоРевю. 2016. № 6. URL: https://autoreview.ru/articles/statistika/cepnaya-reakciya (дата обращения: 01.09.2016).
16. Добровольский В., Владимирский И. Эффект промсборки: динамика российского автопрома вдвое опережает мировую // АвтоРевю. 2013. № 5. URL: https://autoreview.ru/articles/statistika/effekt-promsborki-1(дата обращения: 01.09.2016).
17. Земцов С. П., Бабурин В. Л. Оценка потенциала экономико-географического положения регионов России // Экономика региона. 2016. № 1. С. 117—138.
18. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / под ред. А. И. Василенко. М., 2014.
19. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. М., 2013.
20. Отчет о проделанной работе в 2015 году // Официальный сайт Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. URL: http://knvsh.gov.spb.ru/media/files/pages/16/Otchet-2015.pdf (дата обращения: 18.11.2016).
21. Пилипенко И. В. Факторы и методы повышения конкурентоспособности стран и регионов: анализ теоретических подходов // Региональная наука : сб. науч. тр. М., 2005. Кн. 1. С. 101—105.
22. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М., 2015.
23. Пунгин И. В. Формирование оценки конкурентоспособности региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 3. С. 55—60.
24. Рахматов Р. Д., Иванов Н. Т. Оценка факторов конкурентоспособности регионов России // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 17. С. 192—198.
25. Региональная экономика и пространственное развитие : в 2 т. / под общ. ред. Л. Э. Лимонова. М., 2014. Т. 1. С. 292.
26. Савинова О. В. Регинальная конкуренция и пессимистические прогнозы состояния экономического климата в регионах России // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 24—37.
27. Скорниченко Н. Н. Конкурентоспособность предприятий как компонент региональной конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. С. 823—824.
28. Создание и развитие сети информационных деловых центров субъектов Российской Федерации за рубежом : методические рекомендации / под общ. ред. А. В. Яковлева, А. Д. Саулина. СПб., 2016.
29. Тимирясова А. В., Крамин Т. В. Количественная оценка влияния факторов международной конкурентоспособности регионов России // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1. С. 156—165.
30. Худдева В. В. Управление конкурентоспособностью регионов на основе разработки технологии стимулирования социально-экономического развития территории // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Экономика. Вып. 1 (93). 2011. С. 203—209.
31. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Социально-экономическая типологизация приморских регионов России // Балтийский регион. 2015. № 4 (26). С. 121—134.
32. Шаститко А. Е., Голованова С. В. и др. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики. М., 2013.
33. Шодорова Н. М. Конкурентоспособность трансграничных территорий Балтийского региона: стратегический аспект : материалы конференции // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. Т. 3, № 1. С. 152—155.
34. Юричева Е. Ю. Методы оценки конкурентоспособности региона // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 174—179.
Ключевые слова
Аннотация
Статья