Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Международное сотрудничество и международные отношения
Страницы 114-128

О формах международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета в области экологического образования

DOI:
10.5922/2074-9848-2016-4-8

Ключевые слова

Аннотация

Рассмотрен практический опыт реализации в Балтийском регионе разных форм международных образовательных проектов. Первая из них — англоязычная программа «Балтийский университет», объединяющая более 200 университетов 14 стран бассейна Балтийского моря. Эта факультативная образовательная программа позволяет студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся в своих университетах по другим основным образовательным программам, получить дополнительные знания и навыки, необходимые для решения экологических и социальных проблем в Балтийском регионе. Вторая форма образовательного проекта — англоязычная программа «Полярные и морские исследования» («ПОМОР») — имеет статус основной образовательной программы магистратуры СПбГУ. Она разработана и реализуется российско-германским коллективом сотрудников шести университетов и трех исследовательских центров. Эта программа предусматривает совместное обучение российских и иностранных студентов с первого семестра и является первым опытом СПбГУ в получении международной аккредитации магистерской программы, что говорит о ее соответствии европейским нормам образования. К указанной форме обучения относится и новая международная англоязычная магистерская программа «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов» («CORELIS»), реализация которой началась в 2016 г. Основными предпосылками ее создания был большой интерес студентов к изучению полярных регионов именно в контексте наземных полярных экосистем. Программа реализует не только комплексный подход к набору читаемых дисциплин, но и международное преподавание. В ней участвуют помимо основного партнера — Гамбургского университета — финские коллеги из Хельсинки, преподаватели из Португалии (Технический университет Лиссабона), и планируется привлечение Австрийского полярного исследовательского института, Лундского университета Швеции и швейцарских партнеров. Это позволит синтезировать в преподавании различные европейские методики. Третья форма международных образовательных проектов — англоязычная российско-норвежская магистерская программа «Геоэкологический мониторинг и рациональное природопользование в северных районах нефтегазодобычи». Она, так же, как программы «ПОМОР» и «CORELIS», является основной образовательной программой СПбГУ, ее особенность — совместное обучение российских и иностранных студентов со второго семестра. Рассмотрены пути достижения поставленной магистрантами цели в зависимости от их языковой подготовки и уровня базовых знаний в области экологии и природопользования.


1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 дек.
2. Алексеев С. В., Александрова Н. М., Андреева Н. Д. и др. Концептуальные подходы к развитию Муниципальной системы непрерывного образования в Санкт-Петербурге. СПб. : Крисмас+. 1998. 150 с.
3. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Высшее образование — стратегический капитал России // Вестник Пермского университета. 2007. № 6. С. 46—54.
4. Бенавидес Л. Г., Арредодо В. К новой парадигме планирования образования // Перспективы. Вопросы образования. 1992. Т. 77, № 1/2. С. 123—136.
5. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 года // Россия в Болонском процессе : матер. междунар. раб. встречи (Москва, 2 апреля 2004 года). М., 2004. С. 219—225.
6. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. проф. Н. С. Касимова. М. : Изд-во МГУ, 2007. 230 с.
7. Кахро Н. М., Кассенс Х., Троян В. Н. и др. Российско-германское сотрудничество в сфере образования: магистерская программа «Прикладные полярные и морские исследования» (ПОМОР) // Система моря Лаптевых и прилегающих морей Арктики. Современное состояние и история развития : монография. М., 2009. С. 26—30.
8. Ломанов П. Н. Совершенствование подготовки специалистов на основе Болонских принципов // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 10. С. 41—51.
9. Мовчан В. Н. Проблемы экологического образования географов в высшей школе // Сборник научных работ 14 Съезда Русского географического общества. СПб., 2010. Т. 2, ч. 2. С. 114—119.
10. Романцов М. Г., Даниленкова Г. Г., Мельникова И. Ю. и др. Парадигмы высшего образования в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11. С. 17—24.
11. Сборник материалов Второй всероссийской конференции по экологическому образованию (Москва, 25—26 ноября 2011 года). М., 2011. 118 с.
12. Шерри Н. С., Симаева И. Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации. Калининград, 2010.
13. Environmental Science Understanding, protecting and managing the environment in the Baltic Sea Region / eds. L. Rydén, P. Migula, M. Andersson. Uppsala : Baltic University Press, 2003. 824 p.
14. Ionov V. V. Centre for Baltic and Arctic studies at St. Petersburg state University as a national node of «University GIS network» in Russia // Limnologica — Ecology and Management of Inland Waters. 1997. Vol. 29, Issue 3. Р. 332—334.
15. Исследования по заказу Комитета культуры и образования Европейского парламента за 2015 год. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/IPOL_STU%282015 %29540370_EN.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
16. POMOR Newsletter #5. URL: http://pomor.spbu.ru/assets/userfiles/POMOR_Newsletter_issue5a.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
Ключевые слова
Аннотация
Статья