Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Экономика и социально-экономическая география
Страницы 53-77

Изменения в пространственном распределении населения и дорожной сети Санкт-Петербурга

DOI:
10.5922/2074-9848-2016-4-4

Ключевые слова

Аннотация

Изучаются актуальные проблемы взаимосвязи размещения населения с центральностью транспортной сети за период с 2002 по 2015 г. Исследование проводилось с использованием методов определения гравитационного центра населения, построения эллипса стандартных отклонений и ядерной оценки плотности (kernel density estimation). Центральность транспортной сети города анализировалась на основе модели оценки множественной центральности (Multiple Centrality Assessment Model) и инструмента анализа городской сети (Urban Network Analysis Tool), разработанного Сингапурским университетом технологии и дизайна при сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом для программной платформы ArcGIS. Исследование показало, что за рассматриваемый период наиболее значительные изменения произошли в центральной и ближней пригородной зонах Санкт-Петербурга, для которых характеристики центральности транспортной сети и тенденции в размещении населения существенно отличаются. Увеличение положительной корреляции между плотностью населения и показателем прямой центральности дорожной сети хорошо иллюстрирует эти отличия. Пространственные характеристики роста населения, изменения гравитационного центра населения, эллипса стандартных отклонений и характеристики центральности транспортной сети показывают, что Санкт-Петербург находится в поздней стадии урбанизации и режим его развития в целом схож с другими крупными городами.


1. Дружинин А. Г. Метрополии и метрополизация в современной России: концептуальные подходы в политико-географическом контексте // Изв. РАН. Сер. геогр. 2014. № 1. С. 19—27.
2. Лачининский С. С., Семенова И. В. Санкт-Петербургский приморский регион:геоэкономическая трансформация территории. СПб. : Лема, 2015.
3. База данных показателей муниципальных образований г. Санкт-Петербурга. URL: http://petrostat.gks.ru (дата обращения: 03.04.2016).
4. Данные Open Street Map в формате shape-файлов. URL: http://beryllium.gis-lab.info (дата обращения: 03.04.2016).
5. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http//gov.spb.ru (дата обращения: 03.04.2016).
6. Развитие потенциала города Санкт-Петербурга URL: http://csr-nw.ru (дата обращения: 03.04.2016).
7. Chen Chen,Wang Fa Hui,Xiu Chun Liang. The Relationship Between the Spatial Distribution of Commercial Networks and Street Centrality // Changchun. Economic Geography. 2013. № 33(10). P. 40—47.
8. Meng Yan Chun, Tang Cang Song. Study on the Trend of Population Spatial Distribution in Being since the Reform and Opening-up: Based on Analyzing the Data of Four Population Census from 1982 to 2010. China // Population, Resources and Environment. 2015. № 25(3). P. 135—142.
9. O’Sullivan D., Unwin D. Geographic Information Analysis. N. Y. : John Wiley & Sons, 2003.
10. Plane D. A., Rogerson P. A. The Geographical Analysis of Population: With Applications to Planning and Business. N. Y. : John Wiley & Sons, 2003.
11. Porta S., Latora V., Wang F. H. Street centrality and densities of retail and services in Bologna, Italy // Environ. Plan. B: Plan. 2009. № 12(36). P. 450—465.
12. Qianqian Tang, Kaiyu Li, Meiyue Liu. Research on Optimization Strategy of the Urban Spatial Form under the Perspective of Low Carbon — A Case Study of Xi’an city // Journal of Low Carbon Economy. 2015. № 4(3). P. 21—27.
13. Timothée P., Nicolas L. B., Emanuele S. et al. A Network Based Kernel Density Estimator Applied to Barcelona Economic Activities // Computational Science and Its Applications. 2010. № 6. P. 32—45.
14. XU Xueqiang, Zhu Jianru. Contemporary urban geography. Beijing : China Architecture & Building Press, 1988.
15. Zeng Wen, Zhang Xiao lin, Xiang Lili et al. The Features of Population Redistribution of Nanjing Metropolitan Area in 2000—2010 // Scientia Geographica Sinica. 2016. № 1. P. 81—89.
16. University of Strathclyde. Urban Design Studies Unit / Multiple Centrality Assessment Model (MCA). URL: http://www.udsu-strath.com/msc-urban-design/2012-2013/analysis-2012-2013/mca-multiple-centrality-ass... (дата обращения: 03.04.2016).
17. City Form Lab. Urban Network Analysis Tool for ArcGIS. URL: http://cityform.mit.edu/projects/urban-network-analysis (дата обращения: 03.04.2016).
18. Arc GIS Pro. How Kernel Density Works. URL: https://pro.arcgis.com/ru/pro-app/tool-reference/spatial-analyst/how-kernel-density-works.htm (дата обращения: 03.04.2016).
Ключевые слова
Аннотация
Статья