Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Экономико-географические аспекты развития регионов СЗФО
Страницы 62-75

Позиционирование мирового приморского города Санкт-Петербурга в Балтийском регионе

DOI:
10.5922/2074-9848-2015-3-4

Ключевые слова

Аннотация

Балтийский регион объединяет приморские территории девяти стран — России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Швеции и Финляндии.Узловыми центрами региона выступают
города-порты, расположенные на побережье Балтийского моря. Вместе с тем в соответствии с классификацией Питера Тейлора и Саскии Сассен в регионе присутствуют иные города, имеющие более высокий статус, или «мировые города», которые необходимо рассматривать в глобальном контексте.
В настоящем исследовании авторы исходят из того, что Санкт-Петербург как мировой приморский город (CWS) формирует вокруг себя Санкт-Петербургский приморский регион, который можно рассматривать в качестве типичной «глобальной городской области». Индексный метод исследования показывает, что положение Санкт-Петербурга в системе мировых при-
морских городов Балтийского региона представляется условно благоприятным, учитывая его транспортно-логистический и демографический потенциал, а также выгоды геоэкономического положения.
Санкт-Петербург имеет свои конкурентные преимущества в регионе, которые определяются его демографическим потенциалом, грузооборотом портов, а также выгодным геоэкономическим положением —«морские ворота» России. Вместе с тем становится очевидно, что уровень развития современных высокотехнологических услуг и «новой экономики» здесь еще не позволяет приблизиться к трем лидерам — Стокгольму, Хельсинки и Копенгагену. Это тем важнее, что из четырех различных типов пространственных коррелятов пространства
центрированности именно трансграничные сети глобальных городов наилучшим образом отражают то, что глобальные города — это функции глобальных сетей. Санкт- Петербург лишь начинает встраиваться в эти сети, прежде всего через авиахаб «Пулково» и морские перевозки портов Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург.


1. OECD. Coastal zone management: integrated policies. P., 1993.
2. Green Paper. Towards a Future Maritime Policy for the Union: a European Vision for the Ocean. CEC. Brussels. 7.6.2006. COM (2006) 275 final.
3.Pak Ali, Majd Farhad Integrated coastal management plan in free trade zones, a case study // Ocean & Coastal Management. 2011. № 54. P. 129—136.
4. Small, C., Nicholls, R. J. A global analysis of human settlement in coastal zones // Journal of Coastal Research. 2003. Vol. 19, iss. 3. P. 584—599.
5. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-р.
6. Scott, A. J., Agnew, J., Soja, E. W., Storper, M., Global city regions. In: Scott, A. J. (Ed.), Global City Regions. Trends, Theory, Policy. Oxford, 2001. P. 11—32.
7. O’Connor Kevin Global city regions and the location of logistics activity // Journal of Transport Geography. 2010. № 18. P. 354—362.
8. Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане (ЕСИМО) : [Официальный сайт] URL://www.russianports.ru/index.html (дата обращения: 09.06.2015).
9. Merk O. (forthcoming), Meta-analysis of Port Impact Studies, OECD Regional Development Working Paper. 2013.
10. Лачининский С. С., Семенова И. В. Современные подходы к исследованию трансформации экономики Санкт-Петербургского приморского региона //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7 : Геология. География. 2015. № 3.
11. Лачининский С. С., Лачининский А. С., Семенова И. В. Выделение элементов геоэкономики Санкт-Петербургского приморского региона с помощью ГИС // География и природные ресурсы. 2015. № 4.
12. Могилевцев А. А. Формирование портово-промышленных кластеров на территории приморских провинций КНР // Региональные исследования. 2013. № 2 (40). С. 50—76
13. Валев Э. Б. Проблемы развития и взаимодействия приморских территорий в Европе // Региональные исследования. 2009. № 1 (22). С. 11.
14. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года : Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года № 355. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
15. The World According to GaWC 2012. URL://www.lboro.ac.uk/gawc/ world2012t.html (дата обращения: 05.06.2015).
16. Кузнецов С. В., Лачининский С. С. Современная трактовка категории «геоэкономическое положение» и ее верификация на примере Санкт-Петербургской агломерации // Балтийский регион. 2014. № 1. С. 103—121.
17. Жабрев А. А., Межевич Н. М. Геоэкономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в конце ХХ — начале ХХI века: от периферийной барьерности к субцентральной контактности // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 40—42.
18. Зверев Ю. М. Мировой опыт «зон переработки импорта» и Калининградская особая экономическая зона // Регион сотрудничества. 2010. № 1.С. 13—32.
19. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход // Балтийский регион. 2009. № 2. С. 32—42.
20. Competitive Position of the Baltic States Ports. KPMG Baltics SIA. 2011.
URL://www.kpmg.com/EE/et/IssuesAndInsights/ArticlesPublications (дата обращения: 07.06.2015)
Ключевые слова
Аннотация
Статья