Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Экономика
Страницы 36-48

Место стран Балтии в географических сегментах крупнейших ТНК Европы

DOI:
10.5922/2074-9848-2015-1-2

Ключевые слова

Аннотация

Цель нашего исследования — определение места стран Балтии на корпоративной карте мира, которая во многих аспектах стала реальной альтернативой политической карте мира вследствие интенсивных потоков прямых иностранных инвестиций. В статье изучается географическое место стран Балтии с точки зрения его представления в документах транснациональных корпораций. Базу данных исследования формируют финансовые отчеты и презентационные материалы 60 ведущих европейских (в том числе российских) транснациональных корпораций, причем особое внимание уделено компаниям стран со значительными прямыми инвестициями в странах Балтии. Наше исследование является первым шагом в анализе интерпретации новых европейских границ международными инвесторами. Мы прослеживаем связь между эффектом соседства в распределении прямых иностранных инвестиций и спецификой географических сегментов в документах транснациональных корпораций. Некоторые компании дают многоуровневое членение (например, Европа и Восточная Европа), обычно признавая принадлежность стран Балтии к Европе (как с учетом России и Турции, так и без них). Тем не менее есть исключения — «домашний рынок» (для ряда шведских фирм), «бывший Советский Союз» (для ряда российских фирм) и даже «Северная Европа и Центральная Азия» либо «Ближний Восток и Восточная Европа». Разные взгляды бизнесменов на границы Европы отчасти объясняют их различное отношение к санкциям ЕС против России.


1. Boatsman J. R., Behn B. R., Patz D. H. A Test of the Use of Geographical Segment Disclosures // Journal of Accounting Research. 1993. Vol. 31, № 1. P. 46—64.
2. Gray S. J., Radebaugh L. H. International Segment Disclosures by U. S. and U. K. Multinational Enterprises: A Descriptive Study // Journal of Accounting Research. 1984. Vol. 22, № 1 (Spring). P. 351—360.
3. Hofstede G. Culture and Organizations // International Studies of Management and Organization. 1980/81. Vol. 10, № 4 (Winter). P. 15—41.
4. Hofstede G. Motivation, Leadership, and Organization: Do American Theories Apply Abroad? // Organizational Dynamics. 1980. Summer. P. 42—63.
5. Johanson J., Vahlne J.-E. The Internationalization Process of the Firm — A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies. 1977. Vol. 8, № 1 (Spring-Summer).  P. 23—32.
6. Klaus E. Europe’s Borders: The Narrative Construction of the Boundaries of  Europe // European Journal of Social Theory. 2006. Vol. 9, № 2. P. 255—271.
7. Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы / под общ. ред. А. А. Громыко и В. П. Федорова. М., 2014.
8. Кузнецов А. В. Корпоративная карта мира // Глобальная перестройка / под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. М., 2014. С. 53—70.
9. Кузнецов А. В. Трансграничная корпоративная интеграция в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2012. № 1. C. 17—26.
10. Кузнецов А. В. Мирохозяйственные связи германских компаний. М., 2004.
11. Юданов Ю. И. Особенности швейцарской предпринимательской модели // Современная Европа. 2003. № 1. С. 60—69.
Ключевые слова
Аннотация
Статья