Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Актуальные вопросы развития приграничных территорий
Страницы 121-131

Калининградская область как территория потенциального формирования транспортного кластера приморского региона

DOI:
10.5922/2074-9848-2014-3-9

Ключевые слова

Аннотация

В приморских регионах России, обеспечивающих реализацию основных экспортно-импортных торговых операций страны, потенциально могут сформироваться особые формы пространственной организации
региональной транспортной системы —транспортной кластер. Такая форма пространственной организации более приспособлена (в сравнении с транспортным комплексом) к постоянно меняющимся условиям конкурирующего рынка, в ней все субъекты хозяйственной деятельности территории взаимодействуют между собой, повышая конкурентоспособность транспортного кластера в целом. Калининградская область входит в число регионов, где потенциально может сформироваться эффективно функционирующий транспортный кластер международного уровня. Предлагаемая статья раскрывает понятие транспортного кластера, специфику его внутренней организации и особенности формирования такой формы организации транспортной системы в Калининградской области. Практическая значимость статьи заключается в обосновании разработки практических рекомендаций по реализации транспортного потенциала региона с использованием для этого кластерной теории. К числу основных результатов исследования, послуживших основой для данной публикации, можно отнести обоснование необходимости проведения в Калининградской области наряду с инфраструктурной модернизацией транспортной системы, модернизацию информационно-организационного процесса функционирования регионального транспортного комплекса.


1. Tanaka K. Transport geography in Japan // Journal of Transport Geography.2014. № 34. P. 305—306.
2. Witlox F., Derudder B., Van Acker V. Transport geography in Belgium //Ibid. 2013. № 29. P. 108—110.
3. Martí-Henneberg J. European integration and national models for railway networks (1840—2010) // Ibid. № 26. P. 126—138.
4. Kuhnimhof T., Buehler R., Wirtz M. et al. Travel trends among young adults in Germany: Increasing multimodality and declining car use for men // Ibid. 2012.№ 24. P. 443—450.
5. Скопина И. В. Комплексное развитие региональной производственной кооперации и кластерных проектов // Региональная экономика и управление : электр. науч. журнал. Киров, 2007. № 1 (09). URL: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=118 (дата обращения: 03.06.2014).
6. Ефимова Е. Г. Роль транспорта в экономическом развитии региона: международный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.Экономика. 2009. Вып. 1. С. 77—86.
7. Marshall A. Principles of Economics. 8-th edition. 1920.
8. Marshall A. Principles of Economics. 1-st edition. 1890.
9. Porter M. E. On competition // Harvard Business School Press. Boston,1998. P. 197.
10. Портер М. Международная конкуренция / под ред. В. Д. Щетинина.М., 1993.
11. Корнеевец В. С., Орлов С. В. Транспортный кластер как вариант развития транспортного комплекса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининград, 2012. Вып. 1. С. 144—149.
12. Хаирова С. М., Боуш Г. Д. Формирование кластеров транспортной отрасли в условиях глобальной экономики // Вестник СибАДИ. 2014. № 1(35).С. 162—168.
13. Никольский И. В. Избранные труды. Смоленск, 2009.
14. Гогоберидзе Г. Г. Понятие и сущность морехозяйственного потенциала прибрежных зон и приморских территорий // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. C. 266—270.
15. Гогоберидзе Г. Г. Методология и методы оценки морского потенциала приморских территорий : дис. … д-ра экон. наук. М., 2010.
16. Федоров Г. М. Социально-экономическое развитие Калининградской области : учебное пособие. Калининград, 2008. С. 42—44.
17. Gumenyuk I., Kuznetsova T. An assessment of the availability of transport infrastructure objects in the Baltic region // Regional Formation and Development Studies. 2014. No. 1 (11).
18. Транспортно-логистические кластеры в Европейском союзе. Селективный обзор / Государственное автономное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив». URL: http://innocentr-samara.ru/files/Transportno-logisticheskie%20klastery%20v%20ES.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
19. Шведы, планирующие открыть паром на Калининград: «Нам интересно настроение в России». URL: http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=1882 (дата обращения: 23.06.2014).
20. Глубоководный порт будет построен в Калининградской области //РИА Новости. URL: http://ria.ru/economy/20130524/939174598.html (дата обращения: 26.06.2014).
Ключевые слова
Аннотация
Статья