Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Экономика
Страницы 27-40

Оценка процессов управления знаниями в повышении конкурентоспособности малого и среднего бизнеса (на примере прикладного исследования)

DOI:
10.5922/2074-9848-2014-3-2

Ключевые слова

Аннотация

Необходимость повышения конкурентоспособности и инновационности малого и среднего бизнеса — одна из главных задач для экономик новых стран Европейского союза. В связи с этим авторы определяют роль знаний в росте конкурентоспособности бизнеса в региональной экономике. Рассмотрено влияние процессов управления знаниями на экономическую активность бизнеса в Латгалии —регионе Латвии. Для оценки роли знания и процессов управления знаниями используются интегрированные показатели, построенные и рассчитанные на основе метода корреляционного анализа по данным опроса 2013 г. руководителей и персонала малых и средних предприятий в Латгалии. Оценка роли знания и процессов управления знаниями на предприятиях малого и среднего бизнеса Латгальского региона, проведенная авторами в программе SPSS, показала, что знания и опыт работников имеют средний уровень развития (по пятибалльной шкале): от 2,9 до 3,6 баллов. Установленный факт свидетельствует о том, что возможности процессов управления знаниями на предприятиях малого и среднего бизнеса в регионе используется не в полной мере, следовательно, для повышения конкурентоспособности этих предприятий есть скрытые резервы. Как показали результаты исследования, предприятиям региона необходимо улучшить понимание новых знаний как важной ценности для активизации потенциала конкурентоспособности и инновационности бизнеса.


1. Applehans W., Globe A., Laugero G. Managing knowledge: a practical webbased approach. Addison Wesley Professional, 1999.
2. Oxford Advanced Learners Dictionary of Current English. 1982.
3. Despres C., Chauvel D. Knowledge management(s) // Journal of Knowledge Management. 1999. Vol. 3, № 2.
4. Drucker P. Post-Capitalist Society. Butterworth-Heinemann, Oxford, 1993; Rooney D., Hearn G., Ninan A. Handbook on the Knowledge Economy. Edward Elgar Publishing inc. 2005.
5. Сухарев М. В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2008.
6. Gilmour D. How to Fix Knowledge Management. Harvard Business review. October, 2003.
7. Cohen D. What`s your return on knowledge? // Harvard Business review. December, 2006.
8. Drucker P. Post-Capitalist Society. Butterworth-Heinemann, Oxford, 1993.
9. Hope J. and Hope T. Competing in the Third Wave. Harvard Business School, Boston, 1997.
10. Bozbura T. Knowledge Management Practices in Turkish SME’s // Journal of Enterprise Information Management. 2007. Vol. 20, № 2.
11. Stewart T. The Wealth of Knowledge: Intellectual Capital and the Twenty-First Century Organization. Doubleday, Random House Inc., U. S. A. 2001.
12. Tatand L. W. and Stewart H. Knowledge Management in the Malaysian Aerospace Industry // Journal of Knowledge Management. 2007. Vol. 11, № 1.
13. Nonaka I. The Knowledge Creating Company. Harvard Business Review on Knowledge Management, 1998.
14. Storey J. and Barnett E. Knowledge management initiatives: learning from failure // Journal of Knowledge Management. 2000. Vol. 4, № 2.
15. Malhotra Y. Knowledge Management for E-Business Performance: Advancing Information Strategy to Internet Time. Information Strategy // The Executive’s Journal. 2000.
16. Hicks R., Dattero R., Galup S. A Metaphor for Knowledge Management: Explicit Islands in a Tacit Sea // Journal of Knowledge Management. 2007. Vol. 11, № 1.
17. Sveiby K. E., Simons R. Collaborative Climate and Effectiveness of Knowledge Work- An Empirical Study // Ibid. 2002. Vol. 6, № 5.
18. Robertson S. A Tale of Knowledge-Sharing Systems // Ibid. Vol. 6, № 3.
19. Riege A. Actions to Overcome Knowledge Transfer Barriers in MNCs //Ibid. 2007. Vol. 11, № 1.
20. Beveren V. J. A Model of Knowledge Acquisition That Refocuses Knowledge Management // Ibid. 2002. Vol. 6, № 1.
21. Bhatt G. Organizing knowledge in the knowledge development cycle // Ibid.2000. Vol. 4, № 1.
22. Szulanski G. Exploring Internal Stickiness: Impediments to the Transfer of Best Practice Within the Firm // Strategic Management Journal 17 (Special Issue Winter). 1996.
23. Hurt M., Hurt S. Transfer of managerial practices by French food retailers to operations in Poland // The Academy of Management Executive. 2000. Vol. 19, № 2.
24. Wang S., Noe R. A. Knowledge sharing: A review & directions for future research // Human Resource Management Review. 2010. Vol. 20, № 2.
25. Teece D. J. Strategies for managing knowledge assets: the role of firms structure and industrial context: 125—144 // TeeceDJ (eds). Managing Industrial Knowledge. Sage Publications: London, 2001.
26. Argote L., Ingram P. Knowledge transfer: a basis for competitive advantage in firms. Organizational Behaviour and Human Decision Processes 82 (1), 2000.
27. Skyrme D. Knowledge Networking, Butterworth-Heinemann, Oxford, 1999.
28. Nemati H. Global Knowledge Management: Exploring a Framework for Research // Journal of Global Information Technology Management. 2002. Vol. 5, Is. 3.
29. Davenport T. H., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Harvard Business School Press : Boston, МА, 2000.
30. Despres C., Chauvel D. Knowledge management(s) // Journal of Knowledge Management. 1999. Vol. 3, № 2.
31. Davenport T., Prusak L. Working Knowledge. Harvard Business School, Boston, 1998.
32. Chua A. Taxonomy of Organizational Knowledge // Singapore Management Review. 2002. Vol. 24, Is. 2.
33. Skyrme D. Knowledge Networking, Butterworth-Heinemann, Oxford, 1999.
34. Hicks R., Dattero R., Galup S. A Metaphor for Knowledge Management: Explicit Islands in a Tacit Sea // Journal of Knowledge Management. 2007. Vol. 11, № 1.
35. Sveiby K. E., Simons R. Collaborative Climate and Effectiveness of Knowledge Work- An Empirical Study // Ibid. 2002. Vol. 6, № 5.
36. Robertson S. A Tale of Knowledge-Sharing Systems // Ibid. Vol. 6, № 3.
37. Riege A. Actions to Overcome Knowledge Transfer Barriers in MNCs //Ibid. 2007. Vol. 11, № 1.
38. Beveren V. J. A Model of Knowledge Acquisition That Refocuses Knowledge Management // Ibid. 2002. Vol. 6, № 1.
39. Davenport T. H., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Harvard Business School Press : Boston, МА, 2000.
40. Despres C., Chauvel D. Knowledge management(s) // Journal of Knowledge Management. 1999. Vol. 3, № 2.
Ключевые слова
Аннотация
Статья