Конкурентные эффекты низких торговых барьеров: некоторые оценки для Калининградской области
Ключевые слова
Аннотация
Внешняя торговля — важный фактор развития конкуренции на национальных рынках. Учитывая значительную протяженность территории России, можно ожидать, что интенсивность этого проконкурентного эффекта различается между регионами. В рамках анализа тестируется гипотеза о том, что уникальное географическое положение и экономический статус Калининградской области способствуют активному развитию внешней торговли, что, в свою очередь, создает конкурентное давление на региональные цены. Исследование включает два основных направления анализа: межрегиональное сопоставление темпов роста внешней торговли; оценка влияния российских и европейских цен на индекс потребительских цен, а также цены отдельных товаров в Калининградской области. Основной источник информации — данные Росстата и Евростата. Для тестирования гипотез используются методы статистического и эконометрического анализа. Выявлено, что статус свободной экономической зоны и уникальное географическое расположение Калининградской области не способствовали повышенным темпам роста внешней торговли региона, но привели к смещению ее структуры в пользу импорта товаров, создавая дополнительное конкурентное давление на внутренние рынки. Не подтверждена гипотеза о существенном влиянии европейских цен на изменения регионального индекса потребительских цен и цен производителей на отдельные импортируемые товары в краткосрочном периоде. Тем не менее косвенные свидетельства конкурентных эффектов внешней торговли обнаружены при проведении сравнительного анализа уровней цен регионов Северо-Западного федерального округа.
2. Голованова С. В. Сигналы несовершенства конкуренции: результаты анализа цен товаров, вовлеченных в международную торговлю // Современная конкуренция. 2010. № 4 (22). C. 11—25.
3. Единая межведомственная информационно-статистическая система России (ЕМИСС). URL: http://www.fedstat.ru
4. Тенденции изменения структуры российской промышленности в период экономического подъема / отв. ред. С. Б. Авдашева, С. В. Голованова. М., 2009.
5. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. О сбалансированности инструментов конкурентной Политики // Бюллетень конкурентной политики ЛПККП. 2012. Вып. 7. URL: http://www.lccp.econ.msu.ru/sadm_files/bulletins/LCCP_bulletin_7_2012.pdf
6. Dixit A. International trade policy for oligopolistic industries // Conference Papers, The Royal Economic Society and The Association of University Teachers of Economics Brasenose College. Oxford, 1983.
7. Eurostat Statistics Database. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/search_database
8. Harrison A. Productivity, imperfect competition and trade reform: theory and evidence // Journal of International Economics. 1994. Vol. 36. P. 53—73.
9. Helpman A., Krugman P. Market Structure and Foreign Trade. Cambridge, 1985.
10. Horstmann I. J., Markusen J. R. Up the average cost curve: inefficient entry and the new protectionism // Journal of International Economics. 1986. Vol. 20. Р. 225—247.
11. Levinsohn J. Testing the imports-as-market-discipline hypothesis // Journal of International Economics. 1993. Vol. 35. P. 1—22.
12. Lundin N. Import Competition, Product Differentiation and Mark-Ups: Microeconomic Evidence from Swedish Manufacturing in the 1990s. // Working paper. 2004. № 195.
13. Roberts M., Tybout J. Industrial Evolution in Developing Countries. Oxford, 1996.
14. Tybout J. Plant- and Firm-Level Evidence on «New» Trade Theories. (Chap. 13, Vol. 1) // Handbook of International Trade / ed. by K. E. Choi, J. Harrigan. Oxford, 2003.
15. Venables A. J. Trade and trade policy with differentiated products: a Chamberlinian-Ricardian model // Economic Journal. 1987. Vol. 97. P. 700—717.
16. Wilhelmsson F. Market Power and European Competition in the Swedish Food Industry // Journal of Agricultural & Food Industrial Organization. 2006. Vol. 7(1). Art. 7.