Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG
Актуальные вопросы инновационного развития
Страницы 7-21

Оценка и факторы роста инновационной конкурентоспособности регионов Латвии

DOI:
10.5922/2074-9848-2012-4-1

Ключевые слова

Аннотация

Вхождение Латвии в процессы интеграции, глобализации в рамках Европейского союза вызывают необходимость дальнейшего совершенствования методов оценки и регулирования конкурентоспособности, прежде всего в ее региональной экономике как совокупности предприятий и отраслей, поставляющих продукцию на внутренний и внешний рынки. Это обстоятельство также
требует разработки единых подходов к выбору критериев, показателей и методов конкурентной борьбы на микро-, мезо-, макроуровнях протекания экономических процессов. Определены стадии развития регионов Латвии, рассмотрены методы, опыт оценки и повышения конкурентоспособности регионов Латвии на основе выявления приоритетных направлений и инструментов для управления инновационным развитием регионов страны, анализа и обоснования условий, определяющих такое развитие регионов. Исследование исходит из существующего приоритета Европейского союза на внедрение инноваций и развитие социально-экономической деятельности для повышения конкурентоспособности и привлекательности регионов европейских стран.
Цель исследования — оценка конкурентоспособности регионов Латвии по методике Еврокомиссии и выявление приоритетных направлений и инструментов их инновационного развития на основе экспертного опроса по методу анализа иерархий.

The Latvian participation in the process of integration and globalization within the European Union creates a need to improve the procedures of competitiveness assessment and management, especially in the framework of regional economy, i. e. a set of companies and industries that supply products into the domestic and foreign markets. It also requires the development of common approaches to selection criteria
and competition indicators and methods at the micro-, meso-, and macro-levels of economic processes. This study identifies the stage of development of Latvian regions and considers the methods as well as the experience of evaluation and improvement of the competitiveness of Latvian regions through the determination of priorities and tools for regional innovative development and the analysis and justification of conditions affecting regional development. This work takes into account the current priority of the European Union — the innovation and development of socioeconomic activities in order to enhance the competitiveness and attractiveness of European regions.
This study sets out to evaluate the competitiveness of Latvian region using the method developed by the European Commission and identify the priority areas and instruments for their innovative development with the help of an expert survey based on the analytic hierarchy process.


1. LR Centrālā statistikas pārvalde. URL: http://www.csb,gov.lv/dati/statistikasdatubazes
(дата обращения: 12.08.2012).
2. Porter M. E., Sachs J. D., McArthur J. W. The Global Competitiveness Report
2001—2002. Executive Summary: Competitiveness and Stages of Economic Development.
New York, Oxford, 2002.
3. Boronenko V. Identification of actual clusters and the ir roles measurement in
the development of regional competitiveness: the case of Latvia // Reģionālais ziņojums. Pētījumu materiāli. 2009. Nr. 5. Daugavpils, 2010.
4. Рачко Э. Опыт оценки конкурентоспособности региональной экономики Латвии // Kapital ludzki w procesie przemian europy srodkowej i wschodnej.

Aspekty makroekonomiczne i regionalne / pod red. naukowa W. Kosiedowskiego. Torun, 2010.

5. Шенфелде М. Н., Денисов М. В. Сравнение методов расчета регионального индекса развития. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/prvs/2008_2/0502.pdf (дата обращения: 12.03.2012).
6. Sixth Periodic Report on the Social and Economic Situation and Development of Regions in the European Union, 1999. Available: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/reports/toc_en.htm (accessed 05 January 2012).
7. Брунецкене Ю., Дагилене Ж., Симанавичене Ж. и др. Опыт оценки конкурентоспособности регионов // Социологические исследования. 2009. № 2.
8. Ковалёв М. М., Шатко А. А. Рейтинговые модели конкурентоспособности регионов // Управление в социальных и экономических системах : материалы ХVI международной научно-практической конференции 16—17 июня 2007 г. / Минский институт управления. Минск, 2007.
9. Voronovs V., Petrova I., Račko E. Reģionālās ekonomikas konkurētspējas paaugstināšana un aktīvā adaptācija globalizācijas apstākļos. Daugavpils, 2006.
10. Шаститко А. Е. Кластеры как форма пространственной организации экономической деятельности: теория вопроса и эмпирические наблюдения // Балтийский регион. 2009. № 2.
11. European Innovation Scoreboard (EIS) 2009. Available: http://www.proinno-europe.eu/page/european-innovation-scoreboard-2009 (accessed 26 August 2012).
12. Ignatjevs S. Teritorijas mārketings kā reģiona stratēģiskās attīstības faktors. Rēzekne, 2011.
13. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М., 1993.
14. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990. 


References
1. LR Centrālā statistikas pārvalde. [Latvian Central Statistical Bureau.], available at: http://www.csb.gov.lv/dati/statistikas-datubazes (accessed 12 August 2012).
2. Porter, M. E., Sachs, J. D., McArthur, J. W. 2002, The Global Competitiveness Report 2001—2002. Executive Summary: Competitiveness and Stages of Economic Development, New York, Oxford, Oxford University Press.
3. Boronenko, V. 2009, Identification of actual clusters and the ir roles measurement in the development of regional competitiveness: the case of Latvia, Reģionālais ziņojums. Pētījumu materiāli [Regional Report. Research materials], no. 5, Daugavpils.
4. Rachko, E. 2010, Opit ocenki konkurentosposobnosti regionalnoj ekonomiki Latviji [Experience in evaluation of the competitiveness of the regional economy of Latvia.]. In: Kosiedowski, W. (ed.), Kapital ludzki w procesie przemian europy srodkowej i wschodnej. Aspekty makroekonomiczne i regionalne, Torun, Wydawnictwo “Dom Organizatora”.
5. Schenfelde, M. N., Denisov, M. V. 2008, Sravnenie metodov rascheta regionalnogo indeksa razvitija [Comparison of methods for calculating the regional development index], available at: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/prvs/2008_2/0502.pdf (accessed 12 March 2012).
6. Sixth Periodic Report on the Social and Economic Situation and Development of Regions in the European Union, 1999, available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/reports/toc_en.htm (accessed 05 January 2012).
7. Bruneckene, J., Dagilene, J., Simanavichene, J., Dapkus, M. 2009, Opit ocenki konkurentosposobnosti regionov [Experience in assessing the competitiveness of regions], Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 2.
8. Kovalev, M. M., Schatko, A. A. 2007, Reytingovie modeli konkurentosposobnosti regionov [Rating models of regional competitiveness.], Upravlenie v socialnih i ekonomisceskih sistemah: materiali ХVI mezdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii 16—17 junja 2007 g. [Management in social and economic systems: Materials XVI International Scientific-Practical Conference on 16—17 June 2007, Minskiy institut upravlenija. Minsk, Izdatelstvo MIU.

9. Voronovs, V., Petrova I., Račko, E. 2006, Reģionālās ekonomikas konkurētspējas paaugstināšana un aktīvā adaptācija globalizācijas apstākļos [Improving the competitiveness of the regional economy as its active adaptation in the context of globalization.], Daugavpils, Akadēm. apg. „Saule”.
10. Schastitko, A. E. 2009, Clusters as a Form of Spatial Organisation of Economic Activity: Theory and Practical Observations, Baltic region, no 2, p. 7—25. doi: 10.5922/2079-8555-2009-2-2, available at: http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/23a/Shastitko.pdf (accessed 12 March 2012).
11. European Innovation Scoreboard (EIS), 2009, available at: http://www.proinno-europe.eu/page/european-innovation-scoreboard-2009 (accessed 26 August 2012).
12. Ignatjevs, S. 2011, Teritorijas mārketings kā reģiona stratēģiskās attīstības faktors [Territorial marketing as a strategic factor for the development of the region], Rēzekne, Izd. „Druka”.
13. Saati, T. 1993, Prinjatie rescheniy. Metod analiza ierarhiy [Decision-making. The analytic hierarchy process.], Moscow, „Radio i svjaz”.
14. Ekspertnie ocenki v sociologicheskih issledovanijah [Expert assessments in sociological research.], 1990, Kiev, Naukova Dumka.


Ключевые слова
Аннотация
Статья