Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG

2020 Том 12 №2

Экономическая география и региональная экономика / Economic geography and regional economics

Теория периферийного капитализма: к вопросу о применимости латиноамериканской модели к странам Прибалтики: опыт междисциплинарного анализа

Аннотация

Актуальность исследования постсоветского транзита связана с решением задач, формально теоретических, но крайне важных для понимания процессов регионального развития в восточной части Балтийского моря. Цель исследования —верификации теории периферийного капитализма применительно к странам Прибалтики. Первая теоретическая задача связана с разграничением представлений о модернизации и трансформации в региональном контексте. Вторая задача — конкретизация теории периферийного капитализма применительно к малым странам. Для изучения специфики трансформации экономических и политических систем стран Прибалтики в статье используется компаративный анализ как основной метод. Задействованы также системный анализ и принципы теоретического и эмпирического анализа, в том числе количественные и качественные подходы. Опираясь на эту основу, авторы выявили определенные недостатки теоретико-методологического потенциала исследований транзита. К их числу следует отнести претензию на завершенность теоретико-методологического потенциала транзита применительно к миру постсоциалистической и постсоветской Европы. Различия географического характера между Латинской Америкой и странами Прибалтики настолько очевидны, что скрывают экономическое сходство процессов и моделей развития, свойственных латиноамериканским странам и странам Прибалтики. Анализ процессов, протекающих в Латинской Америке, позволяет спрогнозировать экономические и частично политические последствия тех тенденций, которые еще не имеют в странах Прибалтики достаточных внешних проявлений. Доказательству этого тезиса посвящена данная статья.

Скачать статью
Download an article

Имитационное моделирование для прогнозирования развития автомобильного электротранспорта на уровне региона

Аннотация

Глобальное распространение электромобилей является примером появления технологии, имеющей многогранные последствия для региональной экономики как с точки зрения адаптации производственных, транспортных и энергетических систем, так и с точки зрения их пространственной оптимизации. Опыт передовых регионов мира, в том числе стран Балтийского региона, свидетельствует о том, что в долгосрочной перспективе электротранспорт может вытеснить традиционные транспортные технологии. В статье предлагается подход к имитационному моделированию распространения электромобилей в регионе (на основе оригинальной модели системной динамики). Между парком электромобилей и зарядной инфраструктурой существуют системные обратные связи, учесть которые позволяет системно-динамический подход. Этот подход особенно актуален для определения инструментов стимулирования спроса в регионах с низким уровнем развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры, для которых не имеется достаточных данных для применения эконометрических методов прогнозирования спроса. Предлагаемая модель апробируется на реальных и оценочных данных по Калининградской области, которая в силу своих пространственных характеристик является уникальным полигоном для отработки имитационных моделей регионального масштаба. Данная модель построена в среде AnyLogic. При этом мы подробно обсуждаем особенности модели, принятые допущения и направления ее дальнейшего развития, в том числе возможности построения гибридных моделей, включающих элементы агентного моделирования и пространственной оптимизации

Скачать статью
Download an article

Оценка степени сформированности трансграничных туристско-рекреационных регионов на карельском участке российско-финляндской границы

Аннотация

Несмотря на хорошую изученность процессов трансграничного туристско-рекреационного регионообразования в Балтийском регионе, остаются территории, где эти процессы исследованы не достаточно полно. Цель работы — выявление трансграничных туристско-рекреационных регионов на смежных территориях Финляндии и Республики Карелия. В качестве важного признака трансграничного туристско-рекреационного регионообразования, а также ведущего критерия для определения степени сформированности трансграничных регионов предложено использовать показатель величины встречных туристских потоков, пересекающих границу. С опорой на финскую статистику изучена география туризма на приграничных территориях Финляндии, на основании чего дана оценка величины трансграничного туристского обмена между смежными административными единицами соседних стран. Также в статье рассмотрены другие признаки, свидетельствующие о наличии на обозначенной территории трансграничных туристско-рекреационных регионов. В результате проведенного исследования были выявлены три трансграничных туристско-рекреационных региона разных уровней: Южнокарельский, Среденекарельский и Северокарельский. Степень сформированности Южнокарельского (или «российско-финского среднего») мезорегиона со среднегодовым туристским обменом около 100 тыс. человек в год оценена как «средняя». Суммарный объем трансграничных туристских потоков в пределах двух других трансграничных туристско-рекреационных регионов составляет около 30 тыс. человек в год. Фактически Среднекарельский микрорегион второго порядка и Северокарельский микрорегион третьего порядка находятся в начальной стадии формирования, и потому их можно рассматривать совместно в рамках микрорегиона первого порядка, которому дано название «российско-финский северный» микрорегион.

Скачать статью
Download an article

Инструменты оценки конкурентоспособности инновационных кластеров (на примере кластера «Силиконовая Саксония»)

Аннотация

Федеральные программы поддержки региональных кластеров в Российской Федерации стали использоваться несколько лет назад и в настоящее время требуют актуализации и обновления. Отправной точкой создания эффективной поддержки высокотехнологичных и инновационных кластеров может стать диагностика деятельности кластера для определения необходимости дальнейшего инициирования и финансирования кластерных проектов, а также расширения или сокращения перечня поддерживаемых кластеров.
В статье на примере инновационного кластера Европы «Силиконовая Саксония» (международное название — Silicon Saxony, в немецком варианте — Silicon Saxony e.V.) (Германия) использована методология оценки конкурентоспособности кластера, разработанная Департаментом международной торговли Всемирного банка. Каждый инструмент анализа иллюстрируется конкретными данными по Германии и кластеру «Силиконовая Саксония» за последние десять лет, в качестве конкурирующих рассмотрены кластер Minalogic в Гренобле (Франция) и кластер «Микро- и наносистемы» в Катании (Италия). Полученные результаты использования методологии проанализированы с позиции возможности ее применения для оценки конкурентоспособности инновационных кластеров в Российской Федерации, приводятся предварительные рекомендации по адаптации методологии.

Скачать статью
Download an article