Рассматриваются характеристики современных моделей университетов (глобальных, исследовательских, предпринимательских) и обсуждаются перспективы стратегического развития университета в уникальных условиях российского эксклава.
Выделяются особенности инновационного опыта преподавания международных отношений в Балтийском регионе на уровне магистратуры на примере программы двойного диплома «Исследования Балтийских и Северных стран», созданной преподавателями Санкт-Петербургского университета и Университета Тампере (Финляндия), а также оценивается опыт аналогичных образовательных программ, действующих в университетах, расположенных в регионе Балтийского моря
Статья посвящена развитию новой формы международного сотрудничества в образовании — международным форумам ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов. Форумы рассматриваются как инновационная форма межвузовского сотрудничества, открывающая новые направления и возможности взаимодействия в области образования, науки и культуры.
Статья посвящена анализу процесса интернационализации университетов, ведущих научно-образовательную деятельность в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. В качестве примера авторы анализируют университетский опыт трансграничного сотрудничества в Баренц-регионе, и в частности международный образовательный проект «Российско-Финский Баренц-Трансграничный университет», активное участие в котором принимает Мурманский государственный педагогический университет, являющийся старейшим высшим учебным заведением региона и имеющий гуманитарную направленность.
Сотрудничество в сфере образования — одно из главных направлений деятельности региональных политических организаций в регионе Балтийского моря. Данная статья анализирует политическое влияние этих организаций, опираясь на мнение сотрудников университетов региона и представителей власти национального и регионального уровней. На основе успешного опыта работы ОЭСР в сфере образования и ее влияния на образовательную политику в статье рассматриваются различные стратегии, способные усилить влияние политических организаций региона на сотрудничество в сфере образования.
Статья посвящена анализу современного положения и перспектив постсоветской тематики в российском высшем гуманитарном образовании. Проблема рассматривается в контексте модернизации отечественного образования, интеграционных процессов на постсоветском пространстве и глобализации, развития международного сотрудничества.
Рассмотрена эффективность образовательной системы государства на основе широкого спектра факторов, включающих в себя как объективные (состояние и наличие инфрастуктуры, бюджет, подготовка и переподготовка специалистов и т.д.), так и субъективные (социально-психологические) оценки и представления об образовательной системе (удовлетворенность собственным уровнем образования, своей специальностью и отношение к ней).
Рассматриваются проблемные вопросы развития школьного образования в буржуазной Литве и в Литовской ССР. На основе архивных документов, закрытых в советское время статистических сведений, анализа историографического материала исследуются особенности становления системы образования, отношения к этой проблеме государственных и республиканских властей, а также населения республики
Описаны психологические угрозы для здоровья детей и молодежи, исходящие от системы образования и воспитания: властные отношения между педагогами и детьми, ориентация родителей на раннее обучение психологически и физиологически незрелых детей и другие. Раскрыто противоречие между декларациями о детоцентрированном, гуманистическом подходе и реальными директивными механизмами управления обучением и воспитанием в образовательных учреждениях, распространением потребительского отношения педагогов к здоровью обучающихся. Сделан вывод о том, что здоровье обучающихся приносится в жертву учебным достижениям.
Рассматривается программа «Балтийский университет» — уникальный образовательный проект, организованный с целью содействия устойчивому развитию в регионе Балтийского моря. Анализируется международное межуниверситетское сотрудничество, способствующее межкультурной коммуникации студентов и преподавателей — участников программы, создающее возможность проведения совместных исследований, направленных на решение общих экологических и социальных проблем в Балтийском регионе.
Содержится анализ сотрудничества филологов-славистов РГУ им. И. Канта и ВМУ в Ольштыне, осуществляющегося с 1980 г. в рамках договора о сотрудничестве между данными вузами; рассматриваются основные аспекты сотрудничества, раскрываются его важнейшие результаты, называются имена ученых-славистов, внесших в становление и развитие сотрудничества наиболее значительный вклад.