Балтийский регион
Baltic Region
ISSN: 2074-9848 (Print)
ISSN: 2310-0532 (Online)
RUS | ENG

2015 №3(25)

Экономика и образование

О совершенствовании политики подготовки кадров и обеспечении экономико-демографической сбалансированности Калининградской области

Аннотация

Сбалансированное экономико-демографическое развитие играет большую роль в обеспечении динамичного и пропорционального развития регионов. Между тем в России в целом и в эксклавной Калининградской области в особенности накопились значительные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. Цель статьи — оценка степени сбалансированности компонентов системы «демография — образование — экономика» в регионе и обоснование мер по устранению выявленных диспропорций. В исследовании использована модифицированная концепция региональной экономико-демографической обстановки с добавлением компонента «образование» в традиционные исследования взаимосвязей демографических особенностей населения и экономики региона. Выявлены диспропорции, имеющие как количественные (избыток или дефицит кадров), так и качественный характер (соответствие уровня и профессиональной структуры подготовки кадров потребностям экономики). Значителен перевес в подготовке вузами специалистов гуманитарных профилей по сравнению с инженерно-техническими. Недостаточны объемы подготовки квалифицированных рабочих. Частые изменения специализации экономики затрудняют надежный прогноз потребности в кадрах. Для уст-ранения диспропорций необходимы развернутые, охватывающие все территориальные уровни и регионы, междисциплинарные исследования в системе «демо-графия — образование — экономика», позволяющие обеспечить надежный прогноз развития каждого элемента системы.

Скачать статью
Download an article

Эволюция моделей международного научно-образовательного сотрудничества в контексте современных внешнеполитический стратегий

Аннотация

Исследуются основные модели международного научно-образовательного сотрудничества в контексте динамики внешнеполитической деятельности государств. В поиске ответа на вопрос об этапах развития международного академического сотрудничества анализируются эволюции сопряженности внешней политики и инструментов содействия международному сотрудничеству в сфере образования и науки во имя повышения престижа и влияния государства в международных отношениях. Фиксируется внимание на «нелинейном» характере прохождения рубежных точек: в различных странах мы имеем дело с различными (нелинейными) временными циклами, что обусловлено уникальным культурно-историческим опытом государств и различным содержанием и форматом внешнеполитической деятельности. Используя метод сравнительного сопоставления, на основе материалов внешнеполитических концепций (в том числе и Российской Федерации) предлагается ответ на вопрос о роли университетов в создании механизмов взаимопонимания и кооперации в современном мире, все большее влияние на который имеют современные информационно-коммуникационные технологии

Скачать статью
Download an article